Православие в ЖЗЛ. Константин Кинчев.

 

«Любовь базируется на одном фундаменте – это Русская, Православная, Святая Соборная и Апостольская Церковь. Без этого все нравственные устои, в принципе, абсолютно размыты и сиюминутны и движутся по векторам «модных течений» – что сегодня хорошо, завтра может быть плохо, и наоборот. А Церковь придерживается своих морально-этических норм в течение уже двух тысяч лет».

 

 

Сегодня Константина Евгеньевича Панфилова (Кинчева), лидера рок-группы «Алиса», представляют как автора православных и патриотических произведений, а возглавляемую им «Алису» – как уникальный феномен русского рока, альтернативу нехристианским рок-группам. Сцена, на которой выступает Константин Кинчев, нередко становится площадкой для «проповеди», а его православный рок ставит ряд вопросов и проблем.

Так было не всегда: лидер «Алисы» преодолел труднейшие препятствия на своём пути к воцерковлению: страдал наркозависимостью, был язычником и оккультистом, его песни, написанные до серьёзного обращения к вере, описывали сатанинские кровавые жертвоприношения.

«Вся жизнь заключена в том, что постоянно бегаешь в поисках кайфа. «Стрелки», варки, вонь уксуса в квартире, время вялого сидения и шевелении губами. А потом опять беготня и поиски».

Творчество Кинчева, его сценический образ – воплощение бунтарского духа. Константин заставлял поверить в то, что один в поле – воин. От наркотиков, признался музыкант, «развивается очень мощный эгоцентризм. Ты превращаешься в непризнанного гения, попадаешь во власть «рогатого», который тебе говорит: «Ты такой офигительный, а никто тебя не понимает». Наркотики дают удовольствие, которого в реальной жизни наркоман не получает. А когда человек чрезмерно жаден до удовольствий — это большой грех, потому что он весь отпущенный ему сосуд благости исчерпывает здесь, на Земле, и потом его ждет, в лучшем случае, пустота, если не хуже».

 Жизнь Кинчева кардинально изменилась в 1992 году, когда артист пришел к вере. После нескольких дней, проведенных в Иерусалиме, он полностью пересмотрел собственные взгляды и принял решение избавиться от тяжелой наркотической зависимости.

«В Вифлееме, у храма Рождества Христова, истратил я все на святую воду и кресты, чтобы подарить их своим друзьям. Вышел на площадь, стою и думаю, что дальше делать. Впереди весь день, и есть так хочется, а денег не осталось ни шекеля. Ну, и тут же двадцать шекелей нашел. Пошел и поел» – поделился Константин на вопрос журналиста о проявлении мистических событий в жизни.

Однако одних только внутренних сил не хватало – музыкант постоянно «срывался»:

«У меня все трипы в аду [были], поэтому это не мой кайф был. Сейчас уже, по прошествии лет, я понимаю, что как раз Господь предупреждал меня через эти трипы о том, что меня ждёт».

Весной 1993 года погиб музыкант «Алисы» Игорь Чумычкин – выбросился из окна. Причина – наркотики. В память о друге рок-группа записала альбом-реквием «Черная метка» – большую серьезную работу, выражающую, как выразился сам Кинчев, «черную, беспросветную» тоску по соратнику.

«Для меня все это – прогулки по аду. Я там был и больше туда не хочу. Ничего хорошего там нет. Там страх и скрежет зубов. По раю наркотики не водят. А я хочу идти в сторону света».

Тогда Константин решил окончательно «завязать» с наркотиками. Позже он признается: «Остановила меня, конечно, Церковь. Само по себе лечение помочь не может. Нельзя вылечиться от наркомании, просто очистив кровь физраствором, потому что дальше ты опять будешь делать то же самое. Именно благодаря молитве и помощи Божией я справился с наркотической зависимостью».

Кардинальные перемены во взглядах не могли не отразиться на творчестве: в середине 90-х в песнях начинают появляться православные мотивы. «Алиса» перестала давать концерты во время Великого и Успенского постов, Кинчев написал песню «Мы — православные», которая вошла в альбом «Солнцеворот», группа принимала участие в концертах по инициативе епархий различных городов.

Случалось, что под влиянием своего духовного наставника Константин Кинчев редактировал тексты песен: в песне «Звери» вместо строчек «Зверя лечит только отстрел» на альбоме было записано «Цепь, да клетка зверю в удел».

Переход от языческих мотивов в песнях к ценностям православия — это, по мнению Константина, вполне закономерный «путь эволюции думающего человека. Путь, который прошла наша родина, – от язычества, поклонения стихии к ортодоксальному православию».

В 2007 году лидер «Алисы» был награждён знаком Святой Татьяны как «наставник молодёжи», в 2010 году был приглашён в состав Патриаршего совета по культуре, а в 2017 году музыканта удостоили Царскосельской премией за вклад в развитие русского рока.

«У меня кроме благодарности моей любимой церкви дорогой нет ничего. А люди говорят, что у меня православие головного мозга. Ну, пусть так и говорят».

В 2010 году во время летних концертов «Ваш-Наш выбор» Константин Кинчев выступал в футболке «Православие или смерть». В 2011 году Константин принял участие в вечере, организованном Патриаршим центром по работе с молодёжью при Свято-Даниловом монастыре в Центральном доме журналиста.

«Что касается меня, я, конечно, на душевном уровне стараюсь работать, потому что на материальном уже как-то и не очень интересно» – поделился со СМИ музыкант.

Духовное развитие Кинчева подвергалось критике с обеих сторон. Часть поклонников и журналистов высказывались, что у Константина пропала прежняя энергетика и религия пошла в ущерб творчеству. Критики считали, что тяжёлый металл, как нечто сатанинское, не может сочетаться с верой, однако Константин Кинчев объяснил: «рок-музыка не может быть ни бесовской, ни Божьей. Это просто средство, через которое конкретная личность делится своими настроениями, взглядами. Важен вопрос ответственности личности: куда направляется это орудие? Или во благо, или во зло».

Диакон Андрей Кураев считает: «Песни Кинчева — это протест против потребительства, материализма, банального примитивизма». О. диакон называет Константина «современным юродивым», но «юродивым не среди христиан». «Он юродствует среди рокеров».

У Константина Кинчева, как и подобает настоящему рокеру, есть татуировки. Первая была сделана еще в четвертом классе: «Хотел наколоть «Костя», а получилось неизвестно что». Сейчас на одной из рук Кинчева изображены восемь пляшущих шутов, а на другой — девятый, который зажигает огонь. Все девять шутов символизируют девять песен с альбома «Черная метка». Однако Константин признается:

«Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело – это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки».

Лидер «Алисы» любит символы и носит четыре кольца: два обручальных на безымянном пальце правой руки (венчание — обручение с супругой, крещение — обручение с Церковью) и два на левой (череп на безымянном пальце и рыба на мизинце). Рыба — символ христианства, а череп означает готовность умереть за веру.

По словам Кинчева, он «живёт и ощущает себя причастным к Великой Церкви со всеми её таинствами, ритуалами, обязанностями, послушанием, аскезой», при этом Константин назвал самого себя «нехорошим» христианином: «Мне всё нравится. Другое дело, что я через пень-колоду работаю над этим и послаблений себе даю массу…Так что мне ещё есть над чем работать».

«Если Бог дает человеку полную свободу, то и ад распахивает перед ним широкие врата. А мне интересны люди, которые идут во врата узкие — небесные. Для них «Алиса», собственно, и поет».

 

НАШ ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ   (https://t.me/pravoslavnaya_expertiZa), ПОДПИШИТЕСЬ — МНОГО ИНТЕРЕРЕСНЫХ НОВОСТЕЙ

ЯНДЕК-ДЗЕН  (https://zen.yandex.ru/id/611a421be1db7855c276a694)

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"