Православие в ЖЗЛ. Александр Михайлов.

 

«Для меня очень важны слова: честь, достоинство, любовь, дружба. Мой дед перед смертью сказал свое напутствие: «Запомни, Шурка! Люби Россию и, если понадобится, отдай за нее жизнь. Сердце отдай людям. Душу – Господу Богу. А честь оставь себе и никому не отдавай». Я тогда не понял его слов, вырвался и убежал. Но прошли годы, и я вспомнил эту заповедь. Без нее не будешь человеком. Я живу по православным канонам. Сегодня понимаю: только так и нужно жить».

 

Сегодня Александр Яковлевич Михайлов – всенародно известный советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, педагог, общественно-политический деятель; живая легенда отечественного кино и театра. Для миллионов российских зрителей уже на протяжении многих лет он остается воплощением настоящего русского мужика – статного, красивого, с широкой душой и золотым сердцем. Михайлов признан народным артистом РСФСР и Приднестровской Молдавской Республики, заслуженным артистом Автономной Республики Крым, лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола.

 

В первую очередь Александра любят и знают зрители по игре Павла Зубова («Мужики»), Васи Кузякина («Любовь и голуби»), Павла Шорохова («Змеелов»). Его герои – это сильные духом, обладающие цельной натурой и понятные каждому современнику люди. Однако по первым вехам биографии Михайлова (урождённого — Баранова) едва ли можно было предположить, что он станет актёром…

 

Детство Александра Яковлевича пришлось на голодное послевоенное время: он родился 5 октября 1944 года в посёлке Оловянная Читинской области. Сначала семья жила в местечке Цугульский Дацан Бурятского автономного округа, а затем переехала на станцию Степь.

Здесь Михайловых постигла череда несчастий: родители Александра развелись (Саше тогда едва исполнилось 4 года. Отца, по признанию, он видел всего пару раз – уже во взрослом возрасте), дом сгорел, так что будущему народному артисту с мамой Степанидой Наумовной на протяжении 2,5 лет пришлось ютиться в сырой землянке.

Шел страшный голод, во время войны от истощения умерла старшая сестра Михайлова Альбина. «Стешка, – сказала маме Степаниде заглянувшая в гости соседка-бурятка, – пацан твой, однако, умрёт скоро, если кормить его не будешь». Так сердобольная Надя решила подкармливать мальчика: приносила ему молоко и сметану.

Часто голодный, Саша любил бродить возле здания больницы – там он находил зубную пасту, которая, по воспоминаниям актера, казалась ему невероятно вкусной. А любимыми лакомствами будущего актера были сладкие коренья, которые он находил в степи.

Мама Александра Яковлевича работала судомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы – но даже в этих тяжелейших условиях понемногу приобщала сына к прекрасному – пела ему народные песни и частушки, аккомпанируя на балалайке.

В третьем классе Саше попалась на глаза репродукция картины Айвазовского «Девятый вал», напечатанная в одном из журналов. Эта картинка настолько поразила воображение мальчика, тосковавшего по бурным рекам Цугона, что он повесил ее над своей кроватью и мог часами, не отрываясь, ее рассматривать. Лучшим приятелем Михайлова был сосед-моряк, который после списания на берег переехал к ним в поселок и разгуливал по улицам в морской форме.

Маленький Саша зачитывался Джеком Лондоном, в особенности, романом «Мартин Иден» – так у Михайлова и зародилась мечта о «большой воде», мальчик бредил связать свою жизнь с Тихим океаном. Степаниду тревожило увлечение сына: в 4 классе он даже тайно сбежал в Ленинград, чтобы посмотреть на море и поступить в Нахимовское училище – но на ближайшей станции мальчишку сняли с поезда. Чтобы отвлечь Сашу от мыслей про море, мама купила ему двухрядную тульскую гармошку, но, позанимавшись месяц, мальчик выменял на нее у соседа матросскую бескозырку, а подаренный фотоаппарат «Смена» – мечту любого мальчишки послевоенного времени – на тельняшку.

После 7-го класса Михайлов всё же убедил мать переехать во Владивосток. Там Александр грезил поступать в мореходку, но его планы оборвались – для зачисления не хватило возраста. Тогда Михайлов схитрил: в отчаянной попытке осуществить мечту, соврал, что является круглым сиротой, однако его ложь раскрыли и всё равно отказали в поступлении. Смирившись, он решил пойти в ремесленное училище (по признанию – лишь потому, что там студентам выдавали тельняшки), по окончании которого получил специальность слесаря.

После завершения обучения Александр поступил работать на дизель-электроход «Ярославль» учеником моториста. Через некоторое время, изучив азы профессии, перешёл на дизель-электроход «Курган». Два года ходил по морям: Охотскому, Берингову, Японскому, был у Аляски, в Бристольском заливе, где перегружали с сейнеров добываемую селёдку и с уловом отправлялись домой, во Владивосток. Время плавания дало Михайлову бесценную жизненную школу.

В 18 лет будущий актер едва не погиб в Охотском море во время шторма. По его признанию, тогда скончалось 70 моряков, а их судну удалось выйти из обледенения, так как оно было в четыре раза больше перевернувшихся. После того страшного шторма он вернулся во Владивосток, где на причале его ждала мама. Степанида тут же поставила сына перед выбором: либо море, либо она – и Александр заметил на ее волосах первую седую прядь. Позднее артист признается: он очень тоскует по морю, и если хотя бы раз в году не удается выбраться, то просто заболевает без водных просторов.

Да, прежде чем случайно оказаться на ступенях института искусств, с рвением вопрошая у вахтерши: «Где тут в артисты берут?», Александр перепробовал множество профессий: будучи выпускником ремесленного училища, ему удалось послужить моряком Тихоокеанского флота, освоить профессию электромеханика, работая на заводе, на швейной фабрике… А затем – внезапное трепетание души. Он на спектакле студенческого театра миниатюр Дальневосточного университета, том самом, который запомнит навсегда, после которого, находясь под впечатлением, не будет спать двое суток – изменившим его жизнь чеховском «Иванове». После него Александр Яковлевич заболел театром.

Экзамен на поступление у будущего народного артиста принимала Вера Николаевна Сундукова. «Что-то она во мне углядела, потому что не выгнала, а велела выучить хотя бы басню и прийти завтра, – вспоминает Александр. – Всю ночь учил, чего-то с грехом пополам выучил. А утром меня приняли. Как я понимаю, авансом. Потому что читал я ужасно и к тому же являл собою нечто вроде пылающего факела. Может быть, меня даже из милосердия взяли, боялись, что я тут же у них на глазах и помру».

Первые два года Михайлову дались нелегко: он постоянно был на грани исключения из института «за профнепригодность». Первой ролью, после которой, признается Александр, в него поверили преподаватели, а он – в себя, стал Нагульнов из «Поднятой целины» М. Шолохова. «Именно тогда во мне произошел своеобразный перелом», – поделился однажды актер.

Окончив институт в 1969 году, Михайлов стал актером Приморского краевого драматического театра имени Горького (г. Владивосток), где дебютировал ролью Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание». Через год он перешел в Саратовский академический театр драмы, где проработал 10 лет, создавая такие сложные и многогранные образы русского и зарубежного классического репертуара, как Константин в «Детях Ванюшина», князь Мышкин в «Идиоте», Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске».

В 1980 году Александр Яковлевич совершенно спонтанно, всего за пятнадцать минут, принял решение перебраться из Саратова в Москву: прямо в аэропорту актер Театра имени Ермоловой Всеволод Якут, с которым Михайлов снимался в фильме «Белый снег России», сделал предложение играть в его театре. Первыми ролями на сцене нового театра стали Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване».

В Москве обаятельного и фактурного Михайлова заметил Федор Филипов: в 1973 году он предложил Александру первую в жизни актера роль в кино – бригадира сварщиков Алексея Углова в фильме «Это сильнее меня». После выхода кинокартины Михайлова охотно стали приглашать на главные и положительные роли во множество различных фильмов.

Вскоре Александр Яковлевич расширил амплуа, сыграв и отрицательные роли в сериале «Следствие ведут знатоки» и фильме «Белый ворон» режиссера Валерия Лонского. В 1981 году «за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство» Михайлов был удостоен премии Ленинского комсомола.

С 1985 года Михайлов – артист Государственного академического Малого театра. Среди крупных творческих удач Александра Михайлова на старейшей московской сцене – Константин («Дети Ванюшина» С. Найденова), Джеймс («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила), Вайнер («…И Аз воздам» С. Кузнецова), Хрущев («Леший» А.П. Чехова), Иоанн Грозный («Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого), Дорн («Чайка» А.П. Чехова), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова): Александр Яковлевич демонстрирует обладание широчайшим творческим диапазоном.

Однако участие в спектакле «Царь Иоанн Грозный» (первоначально – «Смерть Иоанна Грозного») едва не стоило актеру жизни. Репетируя эту роль, Александр Михайлов внезапно почувствовал, как из него стала уходить энергия: он по 3-4 часа приходил в себя после каждой репетиции. Будучи человеком глубоко верующим, Михайлов направился к батюшке. Тот настоятельно рекомендовал добиться того, чтобы из названия спектакля – «Смерть Иоанна Грозного» – убрали слово «смерть». Михайлов обратился с просьбой к художественному руководителю театра Юрию Соломину и директору театра В. Коршунову, но те не решились нарушить традицию и оставили прежнее название. Уходя от них, Михайлов произнес, как оказалось, пророческую фразу: «Быть беде».

Александр Михайлов успел сыграть всего лишь шесть спектаклей. В июне 1995 года, после выступления, он отправился на дачу. Внезапно по дороге у него пошла горлом кровь. К счастью, рядом оказался его коллега по театру актер Александр Потапов, который сумел вовремя вызвать врачей. Михайлова привезли в институт Склифосовского, когда он уже потерял полтора литра крови. Спустя две недели актеру пришлось перенести операцию, еще через две Александр вернулся домой, но ненадолго – на третьи сутки состояние вновь ухудшилось, и он снова попал в больницу – на этот раз с заворотом кишок. Врачи буквально «вытянули» его с того света, сделав вторую полостную операцию. Актер потерял 23 килограмма веса и еще четыре месяца провел вдали от дома: сначала в больнице, затем в санатории. Когда в ноябре того же года он, наконец, вернулся домой и вновь приступил к репетициям в театре, роковой спектакль носил уже другое название: «Царь Иоанн Грозный».

В настоящее время в свободные часы Александр Яковлевич не изменяет своему любимому детскому увлечению – чтению, а еще увлекается волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, ему нравится бывать на природе, он много общается с друзьями и семьей.

Бывшую жену – Веру Константиновну – актер встретил в стенах института: три месяца, не сговариваясь и не зная друг друга, они вешали свои пальто на одной вешалке, рядом. Вскоре после знакомства пара поженилась, а через год у них родился сын Константин. Режиссер по профессии, в последние годы он ведет музыкальные передачи на радио и растит уже собственного сына, которого назвал в честь папы-актера – Александром.

В книге «Личное дело» Александр Яковлевич вспоминает:

«Иеговисты подарили моему сыну – ему тогда было 20 лет – Библию. Я не сказал бы, что он был втянут в секту. Произошла у них случайная встреча где-то на Тверской. Свидетели Иеговы пригласили его в поездку: вот, в Вашингтон поедешь. На неопытный молодой взгляд – хорошие ребята! Добрые, хотят помочь, чтобы человек там учился. Всё возможное для этого обещают со своей стороны сделать. Соблазнили практикой в английском языке за границей, – в общем, наобещали ему манну небесную, как они умеют это делать. И Костя дал им адрес.

Мы поговорили с ним об этой встрече, но в спешке – некогда было. Я только сказал: «Костя, мы – православные, а они – иеговисты». И серьёзный разговор отложили. Решили: потом, не торопясь, посмотрим, что за Библия. Разберёмся.

Мы уже забыли об этой Костиной встрече. А через два месяца они появились в моём доме, на лестничной площадке. Звонят в дверь какие-то люди: «Можно?». Спрашиваю, к кому они, – «к вашему сыну». «А кто вы?» – «Мы – свидетели Иеговы». Американец стоит, выше меня ростом. И один маленький с ним – переводчик, из тех «наших», которые, по глазам видно, не только Родину, но и мать родную за доллар продадут: той ещё породы… Я сказал, что сын в институте, когда вернётся – особо не предупреждал. И закрываю дверь. Но проповедник – раз! – и поставил ногу между дверью и косяком. Улыбаются оба. Обаяния – море! Я говорю: «Нет, ребята. Так не пойдёт. Я – человек православный. Извините…». Настаивают на своём – спокойно, приветливо: «И всё-таки, можно с вами поговорить?».

По их религии, если им не отворяют и не могут они достучаться словом, им нужно сделать всё возможное, чтобы войти. Ладно. Понял я все эти их дела. Впускаю и самого американского «пастыря», и переводчика-проводника, чтобы расставить все точки над i. Тогда кинулись они сразу меня обрабатывать: вот, наш Иегова, и у нас такие и такие, очень большие, возможности.

Разговариваем, но как-то странно. Десять минут они – про своё. Двадцать… Я раз попытался вклиниться. Второй раз что-то попробовал объяснить. Ровным счётом ничего не воспринимают! А то, что я их из вежливости слушаю, – это энергетическую подпитку им даёт: они полагают, что они меня подламывают – побеждают уже, чуть-чуть осталось. И вдохновляются от этого всё больше, становятся ещё настойчивей.

Я опять пытаюсь спорить – ни в какую: наталкиваюсь на непробиваемую стену. Вижу: «пастырь» меня вообще не слушает – напирает безостановочно. А в углах губ у него появляется белый налёт – как у бесноватых это бывает. Тогда я говорю: «Стоп, ребята! Посидите…». Иду в спальню – у меня там двустволка под кроватью. Достаю ружьё, беру два патрона. Возвращаюсь к ним и начинаю заряжать у них на глазах… Вскочили оба! Как ошпаренные.

И я говорю переводчику:

– А теперь переводи всё дословно. Я – православный. И хотя в Библии сказано: если ударили тебя по правой щеке – подставь левую, но есть там и другие слова, которые в современном переводе почему-то исчезли: возьми меч в руки своя, дабы защитить веру отца своего! И я сейчас защищаю не себя, не своего сына, но веру своих отцов. А теперь – вон отсюда! И если вы ещё раз подойдёте не к моей квартире даже, а только к моему дому – я нажму вот эти два курка. И Бог мне будет судья.

Побледнели оба. Пулей выскочили из квартиры. Но, что примечательно, с тех пор не только иеговисты, а и представители иных еретических сект далеко обходят наш дом. Существует, оказывается, между ними всеми колоссальная информационная связь, несмотря на разницу толкований и обрядов. Общее, значит, дело делают.

Да, сегодня многие захватчики не носят военных мундиров, не выстраиваются в полки — они снуют среди нас, внешне совсем такие же, как все. И это не значит, что их нет. Самый страшный и гибельный для России — это внутренний враг. Внешнего она всегда одолевать умела — в открытом бою Россия сильна и непобедима! А вот против внутреннего исторически не защищена: внутреннего, по бесконечной доверчивости своей, она не распознавала и не распознает».

С нынешней супругой Михайлова – Оксаной Вячеславовной, экономистом по профессии, Александр Яковлевич воспитывает Владика (актер усыновил ребенка жены от первого брака) и дочурку Акилину – имя малышке воцерковленные родители выбирали по православным святцам (однако позже девочка сменила его на Мирославу).

Сейчас Михайлов уже редко появляется на экране из-за нелюбви к современному кинематографу. При этом актёр углубился в религию, стараясь уделять больше времени духовной стороне жизни, социальной работе и помощи другим людям. Так, совсем недавно он с концертом посетил православную общину исправительной колонии ФКУ ИК-1 Донского и православный трудовой реабилитационный центр, где ознакомился с процессом изготовления резных икон и православной утвари. Актер исполнил песни и стихи патриотического содержания, а затем в домовом храме за чашкой чая ответил на вопросы заключённых прихожан храма, рассказал о своей жизни, о том, как он прошел путь от простого юноши до известного советского и российского актёра театра и кино, кинорежиссёра и педагога. По окончании чаепития члены православного реабилитационного центра подарили на память артисту резную икону его небесного покровителясвятого благоверного князя Александра Невского.

Александр Яковлевич воистину являет собой плоть от плоти, дух от духа русского православного народа, исповедует его идеалы, разделяет его чаяния и верит в его славное будущее. В его творчестве главное, стержневое место занимают темы Родины, верности, чести, достоинства и православия. «Мне Бог дал один талант – я умею слушать и редко вступаю в споры. Мало говорю, впитываю окружающий мир, ориентируюсь на образы из детства. Ежедневно прикасаюсь к христианской литературе – она наполняет меня».

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"