Православие в ЖЗЛ. Юрий Вяземский.

«На первом месте у меня христианство, на втором – русское православие. Каждый человек отличается от животного тем, что он – существо верующее».

 

Вяземский Юрий Павлович – российский писатель и телеведущий, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Научный мир знает его как философа, кандидата исторических наук, профессора и заведующего кафедрой мировой культуры МГИМО, а телезрители – в качестве бессменного ведущего передачи «Умницы и умники».

Кроме того, герой статьи – грамотный религиовед, обладатель множества почетных наград – его регалии и заслуги можно перечислять долго: Орден Александра Невского, Орден Дружбы, Премия Правительства Российской Федерации, Орден святого благоверного князя Даниила Московского, Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, Орден святого благоверного князя Даниила Московского.

Родословная Юрия Павловича, что называется, непростой судьбы. Деда по отцу – Станкевича Станислава Венедиктовича (по происхождению – поляк) – арестовали в 1937 г., в сталинские времена, по делу Михаила Тухачевского, приговорили к расстрелу. Такая же участь постигла и жену мужчины. Их осиротевшего сына Пашу (отца Юрия) от детдома Членов Семей Врагов Народа спас скульптор Симонов Василий – он дал мальчику свое отчество и фамилию. Возмужав, Павел Васильевич Симонов сделался известнейшим академиком, психологом и биофизиком.

Начало родословной по материнской линии ведется от князя Афанасия Ивановича Вяземского, который был правой рукой царя Ивана Грозного. Предок писателя и телеведущего поддерживал политику опричнины и собственноручно исполнял приказы государя в отношении тех, кто был признан «государевым преступником». Однако спустя некоторое время Афанасий Иванович сам попал в немилость царя, после чего его обвинили в измене. Сам князь скончался от жестоких пыток, а всех его родственников сослали в глухие края, лишив привилегий и титулов.

Итак, дед Юрия по матери был дворянином, представителем знатного рода, связанного кровными узами с самими Рюриковичами. Историк Сергей Вяземский до революции собрал самый богатый в Петербурге архив. Его родившаяся в 1924 г. дочь Ольга стала преподавателем иностранного языка.

Юра появился на свет 5 июня 1951 года в Ленинграде. В документах мальчика записали как Симонова Юрия Павловича. Спустя 4 года в счастливом браке Павла и Ольги родилась дочь Евгения. К слову, сейчас она – актриса театра и кино, Народная артистка РФ.

«Моя любимая сестра — моя единственная сестра, поэтому детских воспоминаний, связанных с ней, у меня чрезвычайно много, — делится Юрий. — Я очень хорошо помню себя, когда мама сказала: «Юрочка, у тебя скоро будет сестричка». С этого момента начинается моя осознанная жизнь.

Когда моя сестричка подросла и сделала первые шаги, она сразу поступила в мое распоряжение и должна была участвовать во всех моих воображаемых театральных постановках, операх, играх и других фантазиях. С тех пор Женя, как рабыня Изаура, работала исключительно на меня. Я беспрестанно ставил спектакли или играл на скрипке, а Женя должна была сидеть за столом и изображать, что играет на пианино. Она, бедная, все время работала в театральном режиме».

Маленький Юра был слабым, болезненным мальчиком. Врачи запретили ребенку резко менять климат, а семья планировала переехать в Москву – так требовала работа отца: после академии его определили на работу в клинический госпиталь им. Бурденко. На семейном совете было принято непростое решение: Юру оставить у бабушки и деда, а маленькую Женю – взять с собой в столицу.

Бабушка и дед во внуке «души не чаяли» и, обогащенные житейским опытом и мудростью, с большой ответственностью занимались его нравственным и духовным развитием: сразу же отметили музыкальный слух и определили в десятилетку при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова по классу скрипки. Однако Юра там не доучился: в возрасте 9-ти лет заявил, что его организм достаточно окреп – и переехал к родителям в Москву.

Так, семья неожиданно воссоединилась в первой половине 60-х, после чего в воспитание Юрия внес свою лепту отец, который за свои заслуги в области медицины удостоился высокого звания академика Российской академии наук. Юрий Вяземский уверен, что именно благодаря тому, что воочию стал свидетелем того, насколько увлечённо трудится его отец, сам вырос трудолюбивым, целеустремлённым и самостоятельным. Кроме того, в то время они с папой много времени проводили вместе и очень сблизились в духовном плане. Общение с родителем вскоре сподвигло юношу уже всерьез задуматься над тем, каково его место в жизни.

В столице Юрий учился в школе с углубленным изучением языков, а сегодня он слывет полиглотом: мужчина свободно владеет пятью иностранными языками: английским, французским, шведским, немецким и испанским. Окончив школу, Юрий поступил в МГИМО на факультет международной журналистики. После завершения обучения юноша работал по специальности – редактором в журнале «Международная жизнь». Параллельно с этим он занимался переводами в различных международных компаниях.

Когда его младшая сестренка Женя поступила в театральное училище, Юрий Павлович сам стал задумываться о карьере театрального актера – ведь именно об этом он мечтал в детстве.

«К нам в гости стали приходить ее [Жени] однокурсники, очень интересные и талантливые ребята. Это оказало «обратное» влияние на меня: я вспомнил, что всю жизнь был артистом, но почему-то пошел в МГИМО. Решил что-то доказать себе».

Вяземский заключил пари с приятелями – Леонидом Ярмольником и Юрием Васильевым, о том, что и ему по плечу успешно сдать экзамены в «Щуку». Спор он выиграл, да только проучился всего полгода – появилась острая нужда заботиться о хлебе насущном, поскольку тогда Юрий уже стал человеком женатым, в его семье родился ребенок. Кроме того, в то время юношу всерьез увлекала наука, да и терять связь с МГИМО он категорически не хотел, поэтому из театрального училища им. Щукина ушел и поступил в аспирантуру МГИМО на заочное обучение, в 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию. И сейчас стены альма-матер Юрию кажутся родными, а преподавание в них, по признанию, – одна из главных его «миссий».

 

И всё же, сестра Женя, бредившая театром, стала упрашивать брата дать согласие на съемки: в то время Юра, как сейчас говорят, внешностью «ботана» привлек внимание режиссеров. В конце концов, приняв предложения, герой получил небольшой кинематографический опыт в фильмах «Место спринтера вакантно» (1976), «Баламут» (1978), что, по признанию ученого, в дальнейшем и позволило ему стать ведущим знаменитого шоу: Юрий Павлович научился свободно держаться перед камерами.

Занятия научной деятельностью не смогли унять философские размышления актера о судьбе и сподвигли Юрия Павловича сесть за перо. При выборе псевдонима он недолго колебался между настоящей фамилией отца – Станкевич и матери – Вяземский. Признав первую «слишком польской», писатель остановился на втором варианте. Псевдоним пришелся по душе: позже стал и официальной фамилией.

Спустя некоторое время на суд читателя выходит первая повесть Вяземского под названием «Пушки привезли». Это произведение, в котором автор поднимает извечную проблему поиска своего «я» в этом мире, маэстро посвятил его сестре Евгении Симоновой. Первая книга Вяземского понравилась критикам. Рецензию на повесть даже опубликовали в престижной «Литературной газете». А в 1988 г. сняли экранизацию другого произведения Вяземского – художественный фильм «Шут» (история о том, как обыкновенный школьник Валя Тряпичников поднимает глубокие проблемы нравственности), где писатель был задействован в качестве одного из сценаристов.

В конце 80-х Вяземский вместе с отцом Петром Симоновым и экспертом в области искусствоведения П. Ершовым выпускает совместное религиозно-философское произведение «Происхождение духовности», которое затрагивает проблемы власти, духовности, роли человека в социуме, жизни в атмосфере безразличия к бедам ближнего и отсутствия добродетели.

В 1992 г. Юрий Павлович начал сотрудничество с телеканалом ОРТ. Деятель науки придумал и развил уникальную концепцию интеллектуального шоу «Умницы и умники», которое с первых лет показа получило наивысшие рейтинги. Очевидно: успех олимпиады связан не только с необычайным обаянием Юрия, как ведущего, но и с его глубинной эрудицией, широчайшим кругозором.

В 1993 г. Вяземский стал заведующим кафедрой мировой литературы в собственной альма-матер: с тех пор ежегодно семеро победителей интеллектуального конкурса могли без вступительных экзаменов стать студентами Института международных отношений.

В 2003 г. программа «Умницы и умники» удостоилась награды «Тэфи», вышла в финал на конкурсе телевизионных передач в Нью-Йорке. Стараниями Юрия Павловича незаурядные вопросы и ответы интеллектуального шоу стали записываться и издаваться отдельными сборниками: так, особую популярность получила книга «От Данте до А. Эриксон» (2014 г.).

Кроме того, широкую популярность обрели вышедшие из-под пера Вяземского художественно-публицистические книги на религиозную тематику – им писатель всегда уделял особенно трепетное внимание: «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник», «Великий любовник, или юность Понтия Пилата», «Бедный попугай, или юность Понтия Пилата», «Вооружение Одиссея» и многие другие.

С 2010 г. Вяземский входит в Патриарший совет РПЦ, являясь членом отдела по культуре. Ученый не скрывает: он – глубоко верующий человек, хотя к Богу пришел уже взрослым. «Движение к вере у меня началось через литературу и искусство. Был впечатлен, когда впервые посмотрел рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» в записи, которую отец привез из Америки. О многом задумался после прочтения романа «Мастер и Маргарита»», — рассказал в одном из интервью Юрий Павлович.

Также профессор Вяземский признается: большую роль в его крещении и становлении как христианина сыграл Псково-Печерский монастырь:

«В каком-то смысле я родился и вырос в Печорах. Телом родился в Ленинграде на Васильевском острове, а духовно — здесь, благодаря близким мне родственникам.

Была у меня двоюродная бабушка Вера Михайловна Вяземская, что покоится сейчас на территории Псково-Печерского монастыря в Дальних пещерах под именем инокини Варвары, потому что она приняла постриг, хоть жила и не в монастыре, а дома. Удивительная была женщина с характером настоящей Вяземской: очень суровая. Всё время хотела меня обратить в христианство. Я ей говорил: «Дорогая Верочка (так она велела её называть), я же комсомолец. У нас другая вера, другие принципы». Но с ней спорить было совершенно невозможно. Я сам Вяземский и знаю, как со мной сложно спорить. Но Верочка всё равно водила меня сюда, в Печоры.

Жил здесь удивительный игумен Савва. Вот она и решила, что он станет моим духовным наставником. Отец Савва был на редкость симпатичным и ласковым человеком. Именно симпатичным — хоть я и понимаю, что, наверное, нехорошо так говорить про игумена. Но от него вот эта симпатия шла, причем с хитринкой, — он говорил:

— Такой симпатичный ты мальчик, но ты как барашка: она тоже очень симпатичная, но у неё души нет. Ты крестись, чтобы душа появилась.

Но на меня всё это не действовало. Я активно сопротивлялся, поэтому Верочка сходила в монастырь, проконсультировалась с кем-то и решила меня… сама крестить. Она не священник, крестить меня, естественно, не могла, но ей сказали: «Представь себе, что ты и он в пустыне. Там священника не найдёшь. А крестить и обращать к вере всё равно нужно. Поэтому крести его хоть песком, а потом, может быть, его, полукрещёного, кто-то и миропомажет». А у Веры Михайловны был сын, также похороненный ныне на территории Псково-Печерского монастыря, звали его архимандрит Феодосий. С одной стороны, он мне родственник, с другой — мой наставник. Теперь я молюсь о нем как о своем духовном отце. И именно отец Феодосий ещё в советское время приехал к нам и крестил не только меня, но и моих жену и детей, крестил и миропомазал.

Удивительный он был человек. Однажды моя мама, которая не верила в Бога, очень лютой ленинградской зимой пошла на могилу деда. Был ветер такой, как у Гоголя описан: типично петербургский, который дует сразу со всех сторон, — не с одной, как обычный ветер, а со всех. Было страшно холодно. Она подошла поближе к отцу Феодосию, а потом, вернувшись, рассказала: «Юр, я не поняла: был жуткий холод, я была плохо одета, но я шла рядом с Толей (так мама звала отца Феодосия по его мирскому имени), и мне стало тепло. Было такое ощущение, что рядом с ним холода нет».

Сейчас я страшно благодарен Верочке за то, как у меня в ушах звучал её голос: надо креститься, надо идти этим путём».

Верующим Юрий Вяземский, признается, стал «по радости» — не было какой-то беды, болезни, но случались свойственные юношеству опасные ситуации. «Для меня вся моя жизнь — абсолютное чудо, потому что я в принципе уже раз сто должен был умереть или что-то должно было со мной произойти, но меня беспрестанно спасал Бог. Я, собственно, и верить начал всерьез в один момент, когда вдруг передо мной явилась череда страшных событий, которые могли бы меня изъять из этого мира, и я понял, что мне на протяжении всей жизни Кто-то помогал… А спасибо-то я Ему еще ни разу не сказал», — поделился со СМИ Вяземский.

Сегодня у Юрия Павловича счастливая жизнь и замечательная семья: жена Татьяна Александровна, шеф-редактор программы «Умницы и умники», директор студии «ТВ-Образ»,

две дочери: Анастасия и Ксения,

пасынок Сергей и пятеро внуков: Сергей, Ольга, Элиза, Джордж и Ольга – всем им он старается уделять много внимания, всячески способствовать раскрытию их творческого потенциала и духовной составляющей, хотя в разговорах с журналистами скромно уверяет, что считает себя не самым примерным отцом и дедом. Также Вяземский отмечает, что по-прежнему нежно привязан к родной сестре:

«У нее [Евгении] есть всего один недостаток: я давно работаю над тем, чтобы ее воцерковить. Пока не очень получается. Но я уже победил ее атеизм: объяснил ей, что настоящая артистка не может быть атеисткой. Мы продвинулись немного выше по шкале в признании того, что жизнь наша бессмысленна, если не верить в Бога. Она пока сомневающаяся — если человек не сомневается по крупным вопросам, ему в искусстве делать нечего: и актера из него не получится, и другие творческие профессии для него будут пустопорожними.

Одного мне надо от жизни, чтобы Женечка сказала: «Я верующая». Обращаюсь к своей сестре, повторяя слова Христа, адресованные апостолу Фоме: «Не будь неверующим, но верующим»».

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"