С Рождеством Христовым, Друзья!

«Что бы ни происходило в окружающем нас мире, важно помнить, что Господь с нами, Он родился и стал близок нам как никто другой. В этот день отвлекаемся от каких-либо земных проблем и обращаемся к Нему всем своим сердцем. Если с нами Сам Бог, кто против нас? С Богом душа обретает полноту жизни даже при всевозможных земных лишениях», – священник Валерий Духанин.

 

Дорогие братья и сестры во Христе! Великая радость на земле: родился, пришел на землю Иисус, славим Его! С этим большим светлым праздником у многих из нас связаны самые светлые, самые сокровенные чаяния и надежды. В этот день все мы, словно дети, открываем сердце навстречу добру.

 

РОО «Православная Экспертиза» от всей души поздравляет всех православных верующих с Рождеством Христовым!

Пусть все благодетельные дела уходящего года будут преумножены в году наступившем и, подобно когда-то озаренному светом Вифлеемской звезды небу, этот лучезарный праздник наполнит любовью каждый город и каждый дом, а надежда, добро и милосердие станут основой для всех наших начинаний! Мира, здоровья и благополучия!

«Рождество Христово — это праздник, который дал нам самое главное – радость и счастье, потому что с момента Рождества Христова с нами Бог, – считает кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии, священник Валерий Духанин. – Рождение Спасителя совершило настоящий переворот: это был поворот от погибели к спасению мира, и даже летоисчисление мы ведем от дня Его Рождения».

Рождество Христово связано так или иначе с празднованием Нового года – это, так сказать, некий «порог», «новое рождение», новое обретение, новый путь, новая жизнь. Рождество – это празднование рождения Спасителя Иисуса Христа и, очевидно, от этой даты идет летосчисление нашей эры.

В большинстве стран мира с наибольшим размахом принято отмечать именно Рождество, а не Новый год: светлый праздник в Великобритании, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Нидерландах и других странах Европы празднуют 25 и 26 декабря, в Болгарии, Латвии, Дании, Литве, Словакии, Эстонии, Чехии – с 24 по 26 декабря, в США и Канаде – 25 декабря.

Итак, за рубежом христиане сначала празднуют Рождество 25 декабря, а уже потом – Новый год 1 января. И это правильно: сначала рождение, а после – летоисчисление.

В России тема даты Рождества деликатная, если не сказать сложная. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен «Григорианский календарь», в соответствии с которым была принята поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – так, в стране был введен календарь нового стиля – Григорианский.

По этому календарю празднует Рождество западный мир, а также православные греки, болгары, румыны. Но Русская Православная Церковь до сих пор придерживается старого календарного стиля (как и Грузинская, Сербская и Иерусалимская церкви): таким образом, согласно Юлианскому календарю, отстающему от современного на 13 суток, получается, что в России Рождество празднуется после Нового года.

Отметим также, что 1 января по новому стилю неизбежно выпадает еще и на самый напряженный период поста (Рождественский пост длится с 28 ноября по 7 января). По Церковному календарю праздник Рождества Христова длится 12 дней, а начало праздника, так называемое предпразнство, начинается 2 января. Церковный день начинается вечером, поэтому вечер 1 января православным рекомендуется торжественно встретить в храме на богослужении, ведь для желающих причастится начинается неделя строгого говения.

В то же время, сегодня с горечью приходится говорить о необходимости чуть ли не борьбы за Рождество Христово, то есть за сохранение истинного значения и смысла этого Святого Праздника, об отстаивании его перед лукавым стремлением стереть его Божественную суть и наполнить каким-то выхолощено-светским «душевно-плотским» содержанием.

Складывается впечатление, что в современном российском обществе Новый год стал чуть ли не главным праздником: с таким трепетом и волнением в нашей стране не ждут ни 8 Марта, ни 23 Февраля, ни 1 Мая, ни даже день рождения – но это, на самом деле, даже не российская, а советская традиция.

До календарной реформы 1918 года Рождество Христово традиционно отмечалось за неделю до Нового года — 25 декабря, то есть Новолетие, по сути дела, оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками. Но после революционных событий всё изменилось: праздник Рождества Христова для большевиков оказался неприемлемым.

В первые годы после революции люди продолжали жить так, как привыкли при царе: отмечали Рождество, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, дарили подарки и угощались – удивительно, но Рождество и Пасха были официальными праздниками и даже выходными в раннем СССР. Активисты новой власти не спешили: поначалу они только высмеивали православные традиции.

Затем в СССР началась решительная антихристианская пропаганда, которая, по правде говоря, больше была похожа на групповое хулиганство: комсомольцы устраивали шумные шествия с факелами, во время которых пели ернические частушки, задирали верующих, а порой били окна в церквях.

Спустя 10 лет, когда большевики прочно окопались в Кремле и их власти уже ничего не угрожало, начались еще более масштабные преобразования. В 1929 году Рождество запретили, даже за атрибуты светлого Праздника (например, елку в доме) можно было пострадать. Прежние православные традиции, образ мышления, менталитет – всё это ликвидировалось и, как правило, вместе с носителями: именно на 30-е пришлись самые массовые и жуткие репрессии в СССР.

Значительная часть духовенства за период 1929-1933 гг. время была заключена в лагеря. За эти годы в СССР было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной только Москве и Московской области арестовали 4 тысячи человек.

Однако сдаваться не собирались ни верующие, ни священники. Так, в воспоминаниях известного реставратора Саввы Ямщикова сохранилась история о том, как архимандрит Алипий, наместник Псково-Печерского монастыря, демонстративно сжег бумагу о его закрытии на глазах «государевых посланцев». А потом повернулся к келейнику и произнес: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою. Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!». Храм удалось отстоять.

Тем не менее, большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, многие были расстреляны. Смертность среди священников, оказавшихся в лагерях, была очень высока из-за пожилого и преклонного возраста многих из них. Из 25 тыс. церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов.

«В 1937 году шёл жесткий террор. Тогда абсолютное большинство жителей были, конечно, верующими. В то время [в Тюмени] действовала только одна церковь — Всехсвятская (круглая). В Рождество к ней стояла очередь, даже несмотря на репрессии. Что бы ни делали — гнобили, унижали, оскорбляли, расстреливали, но не удавалось вытравить религию. Люди соблюдали традиции, и большевиков это раздражало: где звучал голос священнослужителя, они чувствовали свое бессилие», — поделился доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Анатолий Кононенко.

В итоге получилось так, что во всей России в 1939 году храмов стало меньше, чем в одной Ивановской области в 1935 году. Таким образом, гонения, обрушившиеся на РПЦ в конце 30-х годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории.

К 1941 году гонения на церковь по всей стране были приостановлены. К этому времени количество церквей сократилось по разным данным до 150-400 храмов.

В первый же день войны, 22 июня, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке послание, в котором призывал православный русский народ на защиту Отечества. Документ, распространенный по всем приходам, безусловно, носил исторический характер.

Вслед за Сергием 26 июля 1941 года к верующим Ленинградской епархии с посланием «Церковь зовет к защите Родины» обратился митрополит Алексий. Таким образом, в чрезвычайных условиях превыше всего для церкви оказались не предубеждения и обиды, а вековые традиции национального и патриотического служения русского православия. За годы войны патриарший местоблюститель обращался к верующим с патриотическими воззваниями 24 раза, откликаясь на все главные события в военной жизни страны.

Опасность, нависшая над СССР, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция РПЦ побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 1930-е годы. Оставшиеся в живых священнослужители освобождались из лагерей и возобновляли служение в храмах. В печати прекратилась антирелигиозная кампания.

В 1943 году советское правительство продемонстрировало перемену в своем отношении к Русской Православной Церкви открытием Собора епископов и возведением митрополита Сергия в сан Патриарха. Однако это не означало, что ситуация наладилась. Вскоре после первого полета человека в космос Никита Хрущев ухмыльнулся: «Гагарин в космосе был — Бога не видел». Фраза стала девизом для антирелигиозных гонений в СССР. Не таких жестоких, как в 20–30-е годы, но зато более методичных, последовательных и масштабных. Храмы теперь реже взрывали, предпочитая превращать их в склады, овощебазы и даже пивные. Священников принуждали к «переходу в атеизм».

В 1962 году появилось два постановления ЦК КПСС, призванных к введению жестких мер для пресечения распространения религиозных идей среди детей и молодежи. Было выдвинуто предложение лишать родительских прав отцов и матерей, воспитывавших детей в религиозном духе. Родителей стали вызывать в школу и в милицию, требуя от них, чтобы они не водили детей в храм, в противном случае угрожая интернатом.

Настойчивая советская атеистическая пропаганда инструктировала подрастающее поколение, в том числе октябрят: необходимо перевоспитывать «несознательных» родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики.

Наибольшее недовольство большевиков вызывала Пасха. Чтобы как можно меньше людей приходило в церкви, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. В этот день устраивались также антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. В Страстную пятницу — скорбный день для верующих, который надлежит провести в тишине, — в школах нередко устраивали танцы.

Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами отправляли на всенощные бдения свои рейды. Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь стояли под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.

Именно в тот период и появился Новый год — альтернатива самому большому и важному христианскому празднику. Большевики «любезно» решили оставить атрибуты Рождества Христова: елку, подарки, праздничный стол, но вложить в них другой смысл – атеистический, никак с христианством не связанный.

Новый год не нес никакой идеологии, но, в то же время, не требовал ритуальных коммунистических действий – участия в демонстрациях, клятв верности, сборов денег в помощь африканским странам, а потому понравился людям: они веселись, подводили итоги уходящего года, надеялись на новое счастливое будущее.

В первые годы правления Михаила Горбачева официальное отношение советского государства к религии оставалось прохладным, однако правительство уже начинало постепенно склоняться к сотрудничеству с религиозными организациями.

Наиболее значительные изменения начались с 1988—1989 годов. В 1988 году Совет по делам религии при Совете министров СССР отменил норму о том, что молитвенные здания являются собственностью государства, в 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В 1990 году вышел закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который разрешал факультативное изучение религии в общеобразовательных учебных заведениях, а также отменял какой-либо контроль за вероисповеданием граждан. В октябре 1990 года на основании этого закона был отменен Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Сегодня символы Нового Года остаются Рождественскими символами. Зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, ибо Сам Иисус Христос вновь открыл человечеству путь в рай. Звезда на вершине ели — незабвенная Вифлеемская звезда, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса. Украшающие ель свечи — символ Христа, ставшего Светом миру. Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса имеет христианский смысл. Он восходит к святителю Николаю Чудотворцу, спасшему от бедности детей с помощью тайной благотворительности. Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских традиций. Без христианских символов и образов праздник утрачивает свое значение. И именно христианские символы делают этот праздник подлинным, сообщают ему атмосферу радости и новизны.

«Рождество Христово — праздник надежды, причем надежды не на исполнение земных мечтаний и пожеланий, а на действительную победу добра над злом, света над тьмой, радости над безысходной тоской. Победы, причастником и участником которой призван быть каждый из нас», – поделился настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия), священник Димитрий Шишкин.

Храни всех нас Христос и в день Рождества Христова и во все дни благости Божией, которую Он для нас утвердил!

 

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"