Патентные Тролли России в лицах…

В настоящее время все чаще отечественные предприниматели вынуждены сталкиваться с патентным троллингом — судебными процессами, где истец оспаривает интеллектуальные права других фирм, при этом сам не производя товаров и не оказывая никаких услуг.

ОПИС (объекты права интеллектуальной собственности) – нематериальные активы, такие же полноценные товары, как и материальные. Поэтому их, как и любую собственность, необходимо надежно защищать от посягательств конкурентов и недобросовестных дельцов. К последним относятся патентные рейдеры, или патентные тролли, о которых Православная Экспертиза уже выкладывала обзорную статью.

Патентный тролль (англ. — Patent troll), или патентный рейдер — это компания или предприниматель, чей бизнес состоит исключительно в получении с добросовестного производителя товаров (который их своевременно не запатентовал) и/или услуг лицензионных или иных платежей за использование принадлежащих ему (троллю) патентов. Термин впервые предложил американский юрист Питер Деткин (Peter Detkin) в начале 2000-х гг.

Типичная тактика троллей: зарегистрировать патент или товарный знак, связанный с чем-то, что используется повсеместно (либо используется кем-то конкретным, но пока юридически не оформлено), и затем требовать компенсаций за «нарушение» своих «прав».

Говоря иначе, без опытных адвокатов, специализирующихся на патентном праве, в борьбе с вымогателями иногда просто не обойтись. Юристы, безусловно, в курсе приемов троллинга, но с точки зрения закона злоупотребление крайне сложно доказатьсуд изначально по формальным признакам стоит на защите интеллектуальной собственности.

Чаще всего патентные тролли действуют по следующей схеме: выбирают определенную область деятельности, в которой они обладают техническими знаниями, исследуют ее и стараются выявить «слабые места» в применяющихся технических решениях. Затем патентные тролли начинают регистрацию отдельных узлов и деталей незапатентованных полезных моделей или дизайна и внешнего вида незапатентованного промышленного образца.

Завершив регистрацию, отправляют дистрибьютору претензии о незаконном использовании патентов и требуют материальную компенсацию за совершенные нарушения. Как правило, претензии сопровождаются предложением о выкупе патента или заключении лицензионного договора для его использования.

 

Так, в активе заслуженного изобретателя Александра Максимова более 800 патентов на многие полезные в быту вещи – от терочного устройства и табурета до подставки для ножей.

Сертифицированный судебный эксперт по патентованию заваливает суды исками к аптечным сетям – им вменяются грубое нарушение лицензионных требований и незаконное использование прав на изобретение: в патенте «Держатель для метки циферблата настенных стрелочных часов», согласно реферату, подразумевается картонная упаковка для лекарственного средства. По мнению Максимова, аптечные сети незаконно используют его изобретение, предлагая, продавая и храня лекарства, то есть, по его логике, «контрафакт».

Знакомые с мировыми прецедентами юристы квалифицируют действия Александра как «патентный троллинг». Управленцам аптечных сетей, среди которых, например, «Ригла», «Неофарм», «36,6», от этого знания не легче: изобретатель рассчитывает на отступные.

Штатные юристы разводят руками: если будет установлено, что ритейлеры нарушают чьи то права, то материальный носитель, нарушающий патент Максимова, автоматически становится контрафактным, должен быть изъят из оборота и уничтожен распространителем. А это все лекарства, которые распространяются на территории РФ во вторичной упаковке.

Крупные сети предлагают противостоять заслуженному изобретателю сообща, а также подключить к решению проблемы «патентного троллинга» фарм-производителей, которые также рискуют получить похожие претензии. Тем более Максимов не просто заваливает суды исками, но и подает заявления на компании в различные подразделения МВД РФ.

Сам Александр Максимов утверждает, что его деятельность способствует «консолидации российского фармрынка». Основаниями для подачи заявления в МВД он называет выдачу кассового чека – это «прямое доказательство предложения к продаже, продажи и хранения», а, чтобы понять суть дела, руководству аптек «надо быть судебным экспертом»:

«Я сам судебный эксперт, у меня большой стаж и практика по этой проблематике. И я понимаю, что все аптеки однозначно используют мое изобретение».

По заверениям патентного тролля, сумму ущерба для себя он не определяет. На вопрос СМИ об урегулировании спора с аптечными сетями в досудебном порядке отвечает кратко: «Пишу в компании претензии и полагаю, что все, кто их получает, – люди грамотные. Однако аптеки будут судиться не со мной, а с МВД России, а я прохожу в деле как потерпевший».

Каковы шансы Александра в суде? Штраф для аптек составит от 1 млн до 5 млн рублей, лицензии отберут в течение 45 дней, а судиться сетевикам придется с федеральными структурами: «Я только запускаю или останавливаю механизм», – сматывает удочки Максимов.

 

Другой завуалированный вымогатель, который считается одним из самых известных патентных троллей в России – Азамат Ибатуллин. В марте он смог выиграть спор у бурятского ООО «Ритм», получив 10 млн рублей, что, по признанию самого Азамата, стало максимальной суммой в его судебной практике по спорам такого рода.

 

 

История началась с того, что товарный знак «Сто тысяч мелочей» был оформлен на ООО «Тан» с правом приоритета от 2011 года и использовался компанией «Ритм». В 2018 году Азамат Ибатуллин направил ответчику претензионную жалобу с требованием прекратить использование товарного знака, который до степени смешения схож с товарным знаком «Тысяча мелочей». Права на него индивидуальный предприниматель выкупил всего за год до направления жалобы, в 2017 году. В итоге суд пришел к выводу, что товарные знаки схожи между собой до степени смешения и назначил компенсацию в пользу Азамата Ибатуллина.

На данный момент Ибатуллин является правообладателем более 700 товарных знаков. Азамат в разговоре со СМИ сказал, что использует их различными способами, «как положено» и с наименованием себя как «патентного тролля» он не согласен:

«Троллинг — это деятельность ради развлекухи. Смысл словосочетания в русском языке определяется смыслом слов, входящих в него. Применительно ко мне это слово стали использовать несколько лет назад. Но чтобы понять, троллинг это или действие в сфере бизнеса, нужно понимать суть и цель. Если человек подает в суд, зная, что проиграет, и чтобы поприкалываться, то это называется троллингом».

На вопрос о характеристике своей деятельности Ибатуллин ответил, что не хочет «никак это называть», а затем добавил, что «это называется бизнес». «Любые споры приводят к тому, что грамотность людей повышается. Еще нет ни одной компании, которая обанкротилась бы по моему иску. У меня нет такой цели. Другой вопрос, что они сами виноваты. Со мной всегда можно договориться. Если они попали в такую ситуацию, то они должны или выйти на переговоры, или прекратить использовать чужой товарный знак. Надеяться на что-то и продолжать использовать чужой товарный знак — это как минимум незаконно», — рассуждает он. По словам индивидуального предпринимателя, в его практике были компании, которые смогли с ним договориться: «Мы работаем дальше, нормально общаемся». Условия договоренностей, по его словам, зависят от стадии, на которой компания согласилась на переговоры.

Без сомнений, основной заработок Ибатуллина – судебные тяжбы по поводу прав на товарные знаки. Согласно данным «Руспрофайла», в разное время он руководил 23 фирмами и был учредителем шести. Компании не вели никакой хозяйственной деятельности: имеют нулевые финансовые показатели и минимум сотрудников, либо их полное отсутствие. Вполне вероятно, что эти «пустышки» необходимы были лишь для регистрации на них патентных прав. Интересно, никого такое положение вещей не смущает? Ведь Ибатуллин реализует, по сути, весьма сомнительные схемы заработка: «подставляет» компании, а потом через инстанции «выбивает» из них компенсацию.

 

Описывать судебную практику Ибатуллина можно долго: на его счету более сотни производств с компаниями разного уровня. Все это свидетельствует о том, что он является профессиональным сутяжником. А, учитывая, что Азамат сотрудничал как бизнесмен с судебными инстанциями, возникает мысль – а уж не выносят ли решения в его пользу «по знакомству»?

«В делах о лишении правовой охраны на товарный знак Суд по интеллектуальным правам не исследует доказательства, предоставленные сторонами, всесторонне и полно. 90% исковых заявлений, которые подает Азамат Ибатуллин или его аффилированная компания ООО «ХК Бизнесинвестгрупп», удовлетворяются в пользу предпринимателя», — говорится в тексте жалобы в органы власти.

Однако арбитражные суды первой и апелляционной инстанции в спорах с индивидуальным предпринимателем встают на сторону хозяйствующих субъектов, выражая свою позицию следующим образом:

«Очевидно, что лицо, обладающее настолько значительным «портфелем» товарных знаков и, тем не менее, регулярно подающее новые заявки на регистрацию товарных знаков, не может добросовестно использовать их все в гражданском обороте. Фактической деятельностью предпринимателя является аккумулирование товарных знаков, схожих с известными брендами с целью попытки получения каких-либо выплат от предпринимателей, ведущих активную деятельность с использованием сходных коммерческих обозначений и не желающих участвовать в судебных тяжбах».

Тем не менее, патентный троллинг все еще остается легальным бизнесом, который подрывает основы патентного права. После принятия Верховным судом постановления пленума № 10 в апреле 2019 года суды чаще стали отказывать в защите прав на товарный знак, если в ходе судебного процесса установлено, что действия по применению конкретных мер защиты являются злоупотреблением правом. В настоящее время замечена тенденция роста отказов в регистрации товарных знаков с 27% в 2018–2019 годах до 40% в 2020 году.

Тем временем Александр Максимов, Азамат Ибатуллин и другие патентные тролли продолжают заявлять право на известные товарные знаки, требуя выплатить им компенсацию, при этом не ведя экономической деятельности, чем вносят негативный вклад в экономику страны.

Ситуация с патентным троллингом в России требует самого пристального внимания, поскольку игнорирование последствий вымогательских манипуляций с патентами и товарными знаками приводит к закрытию бизнеса, росту безработицы и снижению уплаты налогов в бюджет государства.

 

НАШ ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ   (https://t.me/pravoslavnaya_expertiZa), ПОДПИШИТЕСЬ — МНОГО ИНТЕРЕРЕСНЫХ НОВОСТЕЙ

ЯНДЕК-ДЗЕН  (https://zen.yandex.ru/id/611a421be1db7855c276a694)

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"