Государственно-частное партнерство в руках лидеров инфраструктурных проектов России.

25 ноября состоялось ключевое итоговое событие 2022 года в сфере инфраструктуры и ГЧП – Саммит лидеров рынка инфраструктурных проектов России (ИнфраСаммит). Это ежегодно проводимое с 2017 года мероприятие, цель которого – подведение итогов рынка инфраструктурных проектов и презентация новых инвестиционных инициатив.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Механизмы государственно-частного партнерства актуальны независимо от экономической ситуации. Они хорошо зарекомендовали себя как в России, так и во всем мире, например, их активно используют в Китае.

К тому же, согласно статистике Национального центра ГЧП, данная сфера взаимодействия бизнеса и государства – одна из тех немногих, где возможно соблюсти принцип win-win, то есть выгоду получают обе стороны.

Организаторами ИнфраСаммит 2022 являются Национальная ассоциация инвесторов и операторов инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб»Стратегическая группа «Гиперион» и Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве. Участие в мероприятии также приняли инвесторы, концессионеры и частные партнёры инфраструктурных проектов, представители органов исполнительной и законодательной власти, контрольно-надзорных ведомств и научного сообщества.

В этом году партнеры четвертого ИнфраСаммита подвели итоги года, поделились планами на будущее и обозначили тенденции развития рынка. Участники заключили: 2022 год был непростым, однако предоставил большие возможности для дальнейшего развития. Инвесторы готовы вкладываться в инфраструктуру при условии долгосрочного спроса — а такой спрос сегодня может обеспечить только государство, поэтому, отметили на Саммите, ожидается, что механизмы ГЧП будут и дальше активно использоваться.

Кроме того, текущий год назвали годом «трамвайного ренессанса» в России. Программа комплексного развития городского электрического общественного транспорта в настоящее время находится в активной фазе реализации: предполагаемый объём инвестиций в инфраструктурные проекты оценивается в 231 млрд рублей, однако потребность городов в современном общественном транспорте выше, что открывает возможности для продления и расширения программы.

Казалось бы, парадоксально: рынок ГЧП в России чувствовал себя уверенно и во время пандемии, и сейчас, после начала специальной военной операции, когда в отношении нашей страны были приняты ограничительные меры – он также продолжает расти. Согласно статистическим данным, за январь-сентябрь 2022 года в России запущено 63 проекта в рамках концессий и соглашений о ГЧП с общим объемом инвестиций 231,7 млрд руб., из них 136,7 млрд — средства частных инвесторов.

«Довольно интересен и тот факт, что в июне мы увидели существенный рост активности на рынке ГЧП: если обычно в месяц на торгах публикуется 60–70 конкурсов и частных инициатив, то по итогам июня мы увидели 106 подобных заявок, в июле — 88. По моему мнению, это связано с тем, что бизнес стал постепенно понимать, что концессии — это самая защищенная форма взаимодействия с государством, лучше аренды или госконтракта. Также за последние пару лет выросла средняя стоимость проектов, если еще пару лет назад это было 1,5–2 млрд руб., то сейчас в среднем на проект приходится 3–4 млрд руб., и это связано не с удорожанием материалов и оборудования, а с тем, что бизнес стал инвестировать в более капиталоемкие проекты в социальной сфере», — поделился генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олег Панкратов.

Если обратиться к мировой статистике, то самый быстро развивающийся рынок ГЧП — в Китае, там спрос на ГЧП-проекты прежде всего формирует государство. Вторую строчку по количеству проектов в форме ГЧП занимает Россия, однако по объему инвестиций наша страна пока значительно отстает: по состоянию на конец июня в Китае реализуется 7,9 тыс. проектов ГЧП с общим объемом инвестиций 13,1 трлн юаней, в России на эту же дату — 3,7 тыс. проектов с общим объемом инвестиций 5,4 трлн руб.

 

Во всем мире наиболее емкая для ГЧП отрасль с точки зрения капиталозатрат — транспортная: железные и автомобильные дороги, мосты, аэропорты, морские и речные порты, однако по количеству проектов первенство принадлежит социальной сфере — объектам здравоохранения и образования.

Россия идет в русле глобальных трендов: как уже было отмечено выше, самые крупные и капиталоемкие проекты ГЧП реализованы в транспортном секторе. В 2018–2020 годах доля транспортного сектора по объему инвестиций в соглашениях ГЧП/концессиях была в диапазоне 60–80% от всех соглашений. Олег Панкратов отметил, что «ВТБ Инфраструктурный холдинг» участвовал в таких знаковых проектах, как аэропорт Пулково, Западный скоростной диаметр (ЗСД), седьмой и восьмой участки дороги Москва — Санкт-Петербург (М-11), строительство логистических центров по всей территории страны совместно с «Почтой России» — это проекты значительного масштаба, объемы инвестиций в каждый из них превышают 100 млрд руб.

Эксперты Саммита сошлись во мнении: в целом механизм ГЧП доказал свою гибкость и адаптивность, в отличие от классического госзаказа. Также участники встречи добавили, что недавние востребованные изменения в законодательстве позволили сторонам ГЧП-проектов получить возможность менять условия концессионных соглашений в части пересмотра их стоимости, а также изменять условия концессий без согласования с Федеральной антимонопольной службой. Инвесторы отмечают, что в настоящее время они открыты к заключению соглашений о расширении вышеуказанного механизма на коммунальную сферу и транспортный сектор.

По сути, ГЧП нужно прежде всего государству — ведь речь идет об общественной инфраструктуре, поэтому в России нужен программный подход к развитию ГЧП – а первые шаги в данном направлении уже сделаны.

Это, например, качественно воплощенная в жизнь программа строительства школ по ГЧП – госпрограмма «Развитие образования» – ее реализацией стал запуск десятков проектов по всей стране в кратчайшие сроки. Системное решение вопроса по сокращению второй очереди в школах состояло в оперативном утверждении Правительством самой программы, в частности, определении единого оператора (им стала ГК «ПроШкола»), бюджета, необходимого количества школ в каждом конкретном регионе, а также привлечение к участию в проекте банковских структур.

Значительный вклад в успех запуска данной программы внесло создание и реализация цифровой инфраструктуры. Генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олег Панкратов отмечает: «Когда регионы стали активно включаться в программу, мы поняли, что процесс подготовки проектов должен осуществляться в единой цифровой среде. В итоге на платформе «Росинфра» мы создали проектный офис, который позволяет вовлекать в процесс всех участников проекта — это и общий документооборот, и единый трек по подготовке, то есть весь процесс стандартизирован и автоматизирован. Теперь концессии, подготовка которых в среднем занимает полтора года — от идеи до финансового закрытия, можно подготовить за несколько месяцев. Это большой прорыв для рынка ГЧП — произошел ментальный, управленческий сдвиг. Если раньше работа велась от проекта к проекту, то сейчас государство стало относиться к ГЧП системно».

Участники Саммита отметили своевременную и в полной мере оказываемую поддержку государства: инвестиции в экономику Москвы только за первую половину 2022 года превысили 1,9 триллиона рублей – «этому способствует проактивная позиция органов власти», – считает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева. В октябре правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу на 2023–2025 годы. В неё вошли, в том числе, планы по строительству транспортной инфраструктуры и социальных объектов. Это 38,9 км линий и 18 станций метрополитена, 216 км автомобильных дорог, 62 детских сада и школы, 30 парков, объектов культуры и культурного наследия, 27 объектов спорта.

Тем не менее, объясняют специалисты, сегодня существуют большие возможности развития ГЧП: например, поделились эксперты, это может стать федеральная программа, в которой будут конкретно указаны сферы и количественные показатели (число проектов, в каких отраслях и в какие годы должно быть реализовано с привлечением частных средств). Региональные власти проявляют интерес к данному проекту, а некоторые регионы уже идут таким путем: они ежегодно публикуют перечни проектов, которые готовы реализовать в рамках концессий, показывая готовность государства поддерживать данные предложения, в том числе, финансово.

Опираясь на доказавший эффективность опыт иностранных коллег, эксперты Саммита также отметили необходимость в выделении дополнительных средств на предпроектные работы – так, механизмы поддержки предпроектной фазы успешно функционируют, например, в Восточной Европе, где действует фонд предпроектного финансирования. В настоящее время предлагается разработка проекта софинансирования или финансирования предпроектной стадии со стороны государства на грантовой, либо на возвратной основе. Особенно важна, обозначили участники Саммита, господдержка социальных проектов, где коммерческая окупаемость не всегда очевидна.

Также эксперты Инфарасаммита отметили, что в настоящих условиях бизнес в России так или иначе вынужден корректировать вектор развития. «Надо понимать, что рынок меняется — время проектов, которые были ориентированы на потребительский спрос (например, платные дороги), заканчивается, поскольку финансовый аспект данного вопроса (платёжеспособность населения) претерпевает значимые изменения. Поэтому сегодня выстраивать финансовую модель, основанную на возвратности средств за счет платы населения, довольно рискованно. Возникли идеи о запуске новых механизмов ГЧП – они будут способствовать более активному привлечению частного бизнеса к инфраструктурным проектам», — поделился один из специалистов ИнфраСаммита.

Именно сегодня для обеспечения технологического суверенитета особенно необходимо активно продвигать ГЧП в промышленности и науке. Несмотря на то, что сфера инфраструктуры в настоящее непрерывно развивается, появляются новые формы ГЧП, например, офсетные контракты, тем не менее, и их пока мало, к тому же не все регионы в полной степени осведомлены об этом механизме. Однако, в целом, отметили эксперты, явно прослеживается тренд развития данного рынка, потенциал огромный: из насущного – есть запрос на использование концессий при строительстве инфраструктуры для промышленных производств, однако пока таких проектов практически нет.

«Несмотря на сложности, рынок инфраструктурных проектов демонстрирует, что его участники не потеряли веру в свои силы, – отмечает президент Национальной ассоциации инвесторов и операторов инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб», управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион» Артур Щеглов.Я уверен, что эта вера, государственная политика и дальнейшее совершенствование нормативной базы будут способствовать развитию инфраструктуры нашей страны».

В целом, рынок инфраструктуры имеет положительную динамику развития и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время значительно увеличится – число проектов ГЧП и объём заключенных соглашений возрастут на 30% к 2025 году.

«В сфере ГЧП и, в частности, в механизме концессионных соглашений инвесторы видят стабильность, которая даже в такое время позволяет принимать решения и входить в долгосрочные проекты. А перед нами стоит задача создать максимально прозрачный механизм для инвестора и публичной стороны», – отметил директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Александр Киревнин.

Также многие участники сошлись во мнении, что влияние санкционного воздействия Запада незначительно: «Мы изначально рассчитывали на отечественных производителей, поэтому санкции, которые начали действовать в этом году, не повлияли на наши планы»,отметил генеральный директор компании «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов – его команда отвечает за реализацию линии Аэротрамвая Пулково-Шушары-Купчино в Санкт-Петербурге.

Однако проект бюджета на 2023 год ясно дает понять: сегодня сосредоточение финансов «стекается» к сфере обороны – расходы на военную отрасль в следующем году вырастут на 43% (до почти 5 трлн. рублей). В таких условиях, когда лишних денег на тыл просто нет, система государственно-частного партнерства – это именно тот механизм, который, по мнению специалистов, потенциально может решить задачу по полноценному обеспечению населения России инфраструктурой.

Таким образом, использование инструмента государственно-частного партнерства, принимая во внимание его широкую направленность: от энергетической до социальной, несомненно, имеет особую важность именно в текущее непростое время. Сегодня объекты, в которых нуждается население (больницы, школы, дороги, спортивные комплексы и др.), в значительной степени строятся с привлечением частного капитала – такой подход повышает доверие бизнеса к власти, который, в свою очередь, выполняя чаяния народа в инфраструктуре, обеспечивает снижение социальной напряженности в обществе. 

Наша организация, как и большинство граждан нашей страны выражает благодарность Национальной ассоциации инвесторов и операторов инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб», а также всем участникам ИнфраСаммита  и выражает огромную надежду на расширение работы Инфраструктурного клуба и достижению поставленных целей во благо российского общества.

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"