Не секрет, что в рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храмов и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Казалось бы, прошло уже более 35 лет с того момента, как 29 апреля 1988 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял в Кремле патриарха Московского и всея Руси Пимена, попутно объявив о намерении государства отказаться от политики атеизма и подтвердив готовность передать РПЦ храмы, монастыри и святыни, изъятые в прежние годы.
Однако остатки пережитков советского прошлого есть и сегодня: некоторые православные храмы до сих пор используются не по назначению. Так, открытый в апреле 1962 года планетарий в здании Николо-Кремлевской церкви во Владимире по сей день ежедневно продолжает принимать посетителей: проводит лекции, детские мероприятия, выставки и даже выполняет функцию городской концертной площадки.
Время первоначального основания этой церкви относится к глубокой древности. В описной книге Владимирского кремля-города 1626 г. значится «храм Николы чудотворца старого с приделами, с трапезою да теплый храм Симеона Столпника деревянные…». В патриарших книгах под 1628 г. также записано: «церковь великого чудотворца Николы старого…». Эти две деревянные церкви существовали до начала XVIII ст., но сведений о них сохранилось мало.
В 1710 г. священниками при ней были Федор Федоров и Андрей Федоров, диаконом – Алексей Андреев. В том же 1710 г. церковь была перестроена, был отпущен антиминс для ее освящения.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время этого пожара, Николо-Кремлевская церковь сгорела вместе с теплой церковью.
Силами прихожан была приобретена в селе Погребищах теплая церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирской и из нее во Владимире построена была в том же году также теплая церковь.
«1721 г. марта 15 запечатан указ о строении церкви по челобитью г. Владимера николаевского попа Федора с прихожаны велено им по поступке из Володимерского уезда из вотчины разных помещиков села Погребищ крестьян теплую церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирския перенесть во град Владимер и на том Николаевском погорелом месте построить вновь церковь во имя Владимирския Пресв. Богородицы, пошлин гривна взяты».
Холодная церковь во имя Николая Чудотворца, как это видно из Топографического описания г. Владимира 1761 г., была построена в 1747 году. Недостаток средств, вероятно, был причиной того, что холодная церковь была построена только спустя 28 лет после пожара.
В 1761 г. вместо деревянных церквей была начата постройка каменной церкви с приделом. Придел был окончен в 1762 г. и в том же году с благословения преосв. Антония, Епископа Владимирского и Ярополчского, был освящен во имя Симеона Столпника. Никольский же храм был построен в 1769 г. и назван в честь одного из наиболее почитаемых в христианском мире святых – святителя Николая Чудотворца (Угодника). В храме находились святые иконы древнего письма, они сохранялись в своем первоначальном виде: икона Спасителя, Казанская икона Божией Матери, икона Святителя Николая на чинаровой доске.
До 1850 г. Никольская церковь сохраняла свой первоначальный вид, но в этом же году с южной стороны был пристроен новый придел и высокая каменная колокольня. В церкви стало три престола: в холодной во имя св. Николая Чудотворца, в теплом правом приделе во имя Симеона Столпника, а в левом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
С 1876 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.
Здесь же, в Николо-Кремлевской церкви, трудился Протоиерей Павел Устинов. Священнослужитель родился 28 июня 1890 г. во Владимире, в семье торговца. После окончания Московской Духовной Академии в 1914 г. он принял назначение в Вятскую духовную семинарию на должность преподавателя Священного Писания и психологии, где преподавал до 1918 г. – до ее закрытия властями. После возвращения на родину, во Владимир, устроился работать на гражданском предприятии.
В 1920 г., несмотря на тяжелое время для Русской Православной Церкви, Павел принял предложение духовного начальства на рукоположение в священный сан. Свое пастырское служение о. Павел начал с назначения настоятелем церкви в с. Богослово Владимирского района, где и служил до 1925 г. В 1925-м г. Павел был переведен в настоятели Николо-Кремлевской церкви г. Владимира. Он проживал во Владимире со своей женой Клавдией Ивановной, сыном Михаилом и малолетней дочерью Наталией.
В те времена прихожане часто сетовали священнику на тяжесть и несносность жизни, большие налоги, закрытие церквей. О. Павел говорил:
«Признаки кончины мира мы уже видим: брат идет на брата, отец против сына, голод, болезни, ненависть людей друг к другу, землетрясения. Нужно терпеть, переживать, так как настало такое тяжелое время и нужно с крестом и верой идти против тех, кто идет против Бога и религии. Эту жизнь надо переносить также, как когда-то переносил ее святой Апостол Павел. Если мы будем отступать от Бога, то мы сами будем себя распинать. Нужно держаться и никого не бояться, хотя нас и мало. …Нужно учить детей молиться и веровать. Скоро время изменится — дождемся лучшей власти и жизни. Нужно не бояться власти, а везде упорно доказывать, что Бог есть, что насилия быть не может… Пришло такое время — слышится плач и стон, но это нужно переживать, коммунисты сами не знают, что творят».
Своей неподдельной добротой и чутким вниманием о. Павел привлекал к себе репрессированных административно-высланных священнослужителей. С его разрешения они принимали участие в храмовых богослужениях и требах на домах у прихожан Никольской церкви, тем самым получая духовную и материальную поддержку.
Однако позже случилось немыслимое. 3 ноября 1931 г. в доме о. Павла был произведен обыск с последующим арестом Владимирским ОГПУ. Обвинялся о. Павел в том, что организовал антисоветскую группировку из административно высланного духовенства и других лиц и был ее вдохновителем, допускал в стенах церкви, в алтаре политические беседы, использовал проповеди для антисоветской пропаганды.
Отец Павел виновным себя не признал и согласился дать письменные показания на эти ложные обвинения:
«Указание на то, что я в течение целого ряда лет проповедую на религиозно-нравственные темы и тем якобы отталкиваю народ от социального строительства, не может служить основанием к означенному обвинению… Я говорил о Боге, о Его любви к человеку; я говорил об Иисусе и Его Заветах; я говорил о душе и борьбе со злом, страстью и пороком; я напоминал людям завет Спасителя «не скрывать себе сокровища на земле» и указывал, как гибельно богатство в деле спасения души человеческой и в благоустройстве общественной жизни; я призывал к любви, той братской беззаветной любви, к которой звал нас Христос Спаситель.
Ужели эти темы, как каждая в отдельности, так и взятые вместе, являются тормозом социального строительства, когда они, напротив, пробуждают в сознании нужные для жизни идеи — братства, любви и мира, нестяжательности, честности, справедливости и труда?
Я убежден, что когда я проповедовал на религиозно-нравственные темы и призывал людей к работе над собой, к борьбе со страстями и пороками, закаливанию воли и направлению ее к добру, я не только не мешал социальному строительству, но и влагал малую лепту в общее народное дело.
Определяя свое религиозное жизнепонимание и свой взгляд на социальное строительство, я еще раз повторяю, что врагом Советской власти не был и против нее не агитировал, почему и прошу ОГПУ снять с меня указанное обвинение».
Павел Сергеевич Устинов, фотография из выпускного альбома Московской духовной академии 1910-1914
Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 7 марта 1932 г. по ст. 58-10, ст. 58-11 УК РСФСР Устинов П.С. был приговорен к заключению в концлагерь сроком на три года (по этой судимости был реабилитирован 7 июня 1989 г. Владимирской областной прокуратурой). После того, как в 1933 г. отца Павла досрочно освободили, он переехал с матушкой в Муром, где служил священником Муромского Благовещенского собора.
Очередной арест (даже без санкции прокурора) о. Павла уже Муромским РО НКВД последовал 18 ноября 1937 г. В процессе обыска у о. Павла были изъяты сотрудниками НКВД два серебряных креста, академический значок и разная переписка. В нарушение законности, обвинение о. Павлу не было предъявлено, хотя подозревался он в том, что состоял членом контрреволюционной церковной диверсионно-террористической организации и вел работу, направленную на свержение советского строя, устраивал нелегальные сборища, на которых решали вопросы борьбы с советской властью, активно занимался распространением контрреволюционной агитации, особенно о выборах в Верховный Совет.
Тройкой УНКВД Горьковского края 17 декабря 1937 г. он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор был приведен в исполнение 26 декабря 1937 г. в г. Горьком. Реабилитация о. Павла Устинова произошла спустя несколько десятков лет. Постановлением Президиума Владимирского облсуда 23 июля 1986 г. вышеупомянутое решение тройки от 17 декабря 1937 г. в отношении П.С. Устинова было отменено и дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения.
Фактически, с 1929 года Церковь Николая Чудотворца была закрыта. 30 мая 1933 года Владимирский горсовет передал тихоновскую (старообрядческая община) Николо-Кремлевскую церковь обновленческой общине, 4 июня вышло распоряжение облисполкома о неправильности передачи. Но в пользовании обновленцев церковь находилась до сентября того же года, когда те от нее отказались.
Община староцерковников просила церковь себе, горсовет тянул с решением, наконец, в марте 1934 г. вывесил на дверях церкви объявление о сдаче последней в аренду верующим. Староцерковники начали успешный сбор подписей. Тогда горсовет выдвинул требование о проведении ремонта на сумму 80 тысяч рублей – верующие начали писать жалобы во ВЦИК.
23 июня 1934 г. ВЦИК приказал устранить незаконные действия местных работников, указывая на недопустимость требования такого дорогостоящего ремонта и такой волокиты.
Вместо этого, 29 июня 1934 г. облисполком постановил ликвидировать Николо-Кремлевскую церковь, т.к. от обновленцев обжалования в установленный срок не поступило, а «заявлений от других общин, желающих взять в пользование культовое здание и имущество, не поступало, за исключением вновь организовавшейся общины тихоновского направления, заявление от которой поступило после срока, установленного указанной статьей. Имея в виду, что поступающие в ЦИК жалобы исходят исключительно от тихоновской религиозной общины, которая уже в течение 2 лет не пользуется данной церковью, облисполком просит считать данный вопрос окончательно решенным нашим постановлением».
Так, оказавшись в руках Советов, Николо-Кремлевская церковь в самом сердце древней Руси, в г. Владимире, стала использоваться как склад.
28 апреля 1962 года по инициативе городского совета народных депутатов в храме был открыт планетарий – власти сочли вполне удобным использовать архитектурные особенности здания в его купольной части для размещения сферического экрана, демонстрирующего звёздное небо. В отличие от других «планетариев» того времени, архитектурно здание церкви вместе с колокольней осталось прежним – были сняты только кресты с куполов (в начале 90-х их восстановили).
Немыслимо, но и сегодня в помещении исторического памятника – Церкви Николая Чудотворца в столице, истоке православия, в г. Владимире – на данный момент располагается городской планетарий.
Вопрос о передаче Николо-Кремлевской церкви Владимирской епархии поднимался неоднократно. 23 марта 2006 года на сессии Горсовета было принято решение о строительстве в городском центральном парке нового здания планетария на площадке, которая освободится после сноса обветшалых построек.
Новое здание было построено на территории Парка им. 850-летия Владимира ещё в 2011 г., однако, до сих пор вопрос о переезде планетария остаётся открытым.
Наше, русское наследие нужно защищать! Здесь не может быть никаких сомнений. РОО «Православная Экспертиза» считает необходимым сохранить Николо-Кремлевскую церковь, нашу историю и призывает главу Владимирской области и Минкульта на основании закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» оперативно решить вопрос с переездом планетария и передачей храма в Русскую Православную церковь.