Региональная Общественная Организация по защите прав и интересов граждан и организаций «Православная Экспертиза» обращает ваше внимание, друзья!
Приводим короткую справку для тех, кто не знает — в селе Киреево, которое находится между МКАД и Химками, когда-то стоял каменный однопрестольный храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. О нем заботилась семья купца Мамонтова — здесь проходили богослужения, была обустроена колокольня.Здесь венчался сам Петр Михайлович Третьяков. Около Храма находится некрополь семьи Мамонтовых и могила известного архитектора Виктора Александровича Гартмана. Однако с переходом усадьбы в другие руки храм пришел в запустение, а в советские времена она и вовсе была разобрана по кирпичику.Теперь это святое место, где похоронены в разное время люди, где до сих пор стоит надгробный трехтонный камень с православным крестом, предположительно с могилы Мамонтова, готовится к застройке. По информации, которая нам поступила в августе 2021 года, еще в 2019 году эта территория была продана под строительство мусороперерабатывающего завода и коммунальной зоны. Мы не могли стоять в стороне, когда попирается святыня нашего народа — и для ее защиты были предприняты все возможные меры.
Нами были отправлены официальные письма-обращения в адрес Президента России, Патриарха Русской Православной Церкви, Министра культуры РФ и Губернатора Московской области. Мы обратились и в Прокуратуру РФ, и в Следственный комитет России с просьбой дать правовую оценку действиям лиц, захвативших территорию святыни.
И первые результаты нашей работы мы уже получили — Главное управление культурного наследия Московской области ответило нам на наш запрос. Начальник управления сообщила нам письменно, что место разрушенного храма преподобного Сергия Радонежского в Киреево не причислено к списку объектов культурного наследия, и для его включения в этот реестр необходимо получить разрешение на археологическое исследование и последующую историко-культурную экспертизу. Без результатов такой разведки и раскопок разрешение на строительство выдано не будет.
В настоящее время, не без нашего участия, Администрацией Химок уже организовано рабочее взаимодействие с местным Краеведческим обществом и Русской Православной Церковью в лице Епископа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Фомы. Идут текущие оформительно-документальные работы в положительном ключе! Слава Богу!
СЕГОДНЯ ЖЕ, ДРУЗЬЯ! НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЕЩЕ НА ОДНУ СВЯТЫНЮ, ОСТАНКИ КОТОРОЙ РАСПОЛОЖЕНЫ В ХИМКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ В ДЕРЕВНЕ ИВАКИНО, ЧАСТИЧНО НА ТЕРРИТОРИИ СПОРТКОМПЛЕКСА «ОЛИМПИЕЦ»!
Речь далее пойдет о Храме Покрова Пресвятой Богородицы, на месте контрой, по нашей информации, планируются строительные работы. И очередной раз органы государственной власти остаются безучастными к сегодняшнему основному, фундаментальному вопросу для нашей Родины — к поиску, воссозданию и сохранению объектов Ее исторического и духовного наследия! К вопросу, являющемуся неотъемлемой и стержневой частью идеологии России.
Ни для кого не секрет, сколько духовных скреп мы потеряли, разломали и сожгли в периоды безбожия, лицемерия и ненависти! Сегодня, как никогда важно не только вкладывать силы и средства в создание инфраструктуры и жилья, но и находить и восстанавливать бесценные наши культурные потери! Исцелять наши духовные раны, что способствует взаимному доверию, любви и объединению. Пустопорожняя культура США показала нам все примеры и способы их объединения, от которых мы теперь не можем отплеваться.
Президент России Владимир Владимирович Путин не раз давал указания обращать ОСОБОЕ внимание на ИСТОРИЮ нашей РОДИНЫ, беречь и восстанавливать ее объекты, распространять информацию о новых находках! И в этом ключе важно понимать, что лишь потребительски настроенные души, остановившие свой выбор на сиюминутных выгодах, путем воровства и коррупции, являются барьером для расцвета нашего Государства и сохранение его настоящей истории. Это и есть Предатели народа и Представители, так называемой, «5-й колонны».
В этой истории, связанной с Покровским Храмом в Ивакино, мы надеемся, что как и с Усадьбой Киреево мы получим, действительно положительное, братское взаимодействие с органами Власти, отвечающими за поставленные выше вопросы.
В ближайшее время мы опубликуем проблематику, связанную с застройкой СВЯТОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА и опубликуем запросы, направленные в органы государственной власти.
Сегодня мы выкладываем ознакомительную, историческо-исследовательскую статью историка и краеведа, руководителя Долгопрудненского краеведческого музея Игоря Кувыркова.
Первый вариант рукописи был опубликован 12 июня 2015 года. В 2016 году её успели перепечатать в книге «Храмы Химкинского благочиния» серии «Подмосковные святыни» том 17. Жаль, что без указания авторства 🙂 За 3,5 года жития рукопись обросла массой деталей и уточнений, что привело даже к смене названия в новой версии от 25 декабря 2018 года.
Отдельные и огромные благодарности за предоставление уникальных материалов:
Илоне Виноградовой (Долгопрудный)
Алексею Игнатовичу (Долгопрудный)
о. Сергию Кунегину, настоятелю Успенского храма в Трахонеево
Коренные жители моей родной деревни, что стала в одночасье городом Химки, прекрасно знают о том, что в Ивакино была церковь и короткий промежуток времени деревня несла гордый титул «село» под названием Покровское, по имени храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Более-менее подробное описание этой церкви дал профессор Г. Ильин в своей статье о Ивакино в химкинской газете «Вперёд» в 1999 году. Позже выяснилось, что его источником стала книга «Памятники усадебного искусства. Том I. Московский уезд», изданная в 1928 году ОИРУ (Обществом изучения русской усадьбы):
«Ампирная каменная церковь 1835г. в форме прямоугольника, украшена с боковых фасадов четырехколонными портиками. Здание завершается куполом. Церковь крытым сквозным переходом из четырех сдвоенных попарно колонн соединяется с каменной колокольней того же времени.
Внутреннее убранство современно постройке. Интересна роспись стен гризайлью»[1]
При Советской власти церковь снесли. По непроверенным данным кирпич от разрушенной церкви был использован для нужд Дирижаблестроя, активно развивавшегося в начале 30-х годов.
А деревенская легенда гласит, что трое жителей использовали строительный материал, оставшийся от разрушенной церкви, для постройки своих домов. Их поступок закончился печально – все три дома сгорели примерно в 1936 году при одном пожаре. Поднявшийся ветер по очереди запалил все три дома.
В течение многих лет мои родственники пытались найти фотографии Покровской церкви у односельчан. Увы, деревня была бедной, фотоаппаратов в те времена у крестьян не было, поэтому поиски успехом не увенчались. Я в свою очередь обращался к химкинским краеведам, но они тоже разводили руками, потому что тоже никогда не видели изображений храма в Ивакино-Покровском.
Но ищущий да обрящет!
Несколько лет назад мой отец, разбирая сарай своей покойной тётушки, нашёл любительскую картину с изображением неизвестного храма:
В нашей семье разгорелись жаркие споры, ивакинская это церковь или нет. Под описание, предоставленное Ильиным она подходила. Но внушительные размеры церкви для небольшого села никак не увязывались. К тому же как такового прихода эта церковь не имела – жители Ивакино всегда состояли в приходе храма Успенья Пресвятой Богородицы в Успенском-Трахонеево, в трёх верстах на запад от Ивакино. И автора картины установить уже не представляется возможным – вероятно картина была написана одним из дачников, которых моя прабабушка, к тому времени уже вдова и мать троих детей, пускала пожить на летние месяцы для пополнения скудного бюджета.
И тут в мои руки попала книга Е.М.Юхименко «Рахмановы: купцы старообрядцы, благотворители и коллекционеры», выпущенная летом 2013 года (считайте, что это прямая реклама книги — ценнейший материал для людей, изучающих и купечество, и старообрядчество, и конкретно для химкинских краеведов). Среди множества интереснейших фотографий, связанных с Ивакино и Трахонеево, там было и фото, подписанное «Г.К. и С.И. Рахмановы с дочерьми у Покровской церкви. 1915 г.»:
Похожи?
Для справки: Георгий Карпович Рахманов, купец, коллекционер, профессор метеорологии МГУ – последний владелец поместья в Ивакино-Покровском.
Вот и стало всё на свои места. В тётушкином сарае действительно хранилась картина с изображением Покровской церкви. А в архивах семьи Рахмановых — фотография той же церкви.
Но этим история с ивакинским храмом не закончилась. Несколько лет назад со мной связался московский некрополист, занимающийся в том числе захоронениями Горчаковых. В разговоре со мной он сообщил, что по его сведениям, Андрей Иванович Горчаков, герой войны 1812 года, достаточно длительное время владевший Ивакиным, был погребён именно в ивакинском храме. Случилось это в 1855 году и, несмотря на указание, что Горчаков похоронен на Донском кладбище, никаких подтверждений тому нет и места захоронения у Донского монастыря не найдено. По словам некрополиста он приезжал в Ивакино и общался с местными жителями. Местные показали ему примерное место расположения храма, а один из них сообщил, что надгробную плиту Горчакова разбили на каменную крошку, которой у него в саду были посыпаны дорожки. А также что у церкви было небольшое кладбище. Верить или нет этим свидетельствам – судить не берусь.
Но в моей памяти всплыла история, которую я ещё в детстве слышал от одного местного жителя, уже покойного, что его отец в 30-х годах принимал участие во вскрытии у церкви старинной могилы. Что была сдвинута надгробная плита, а в захоронении, среди останков, нашли остатки шпаги с эфесом. А на плите была надпись «Граф Хвостов». Что в целом звучит правдоподобно. Поскольку в те, советские времена, практически никто не знал, что Ивакино-Покровским после смерти А.И.Горчакова владел его племянник, граф Андрей Дмитриевич Хвостов, умерший в 1870 году.
Долгие поиски в архивах принесли результаты. Удалось восстановить хитросплетения отношений помещиков и притча, связанные со строительством Покровской церкви в Ивакино. В целом история постройки Покровской церкви в Ивакино оказалась неудачной историей удовлетворения амбиций помещицы.
В 1813 году умер Пётр Сергеевич Свиньин, один из совладельцев села Трахонеева с деревнями Свистуха и Ивакино, оставив свою часть поместья своей дочери, девице Настасье (Анастасии) Петровне Свиньиной.
Несмотря на то, что фактический раздел бывшей Траханиотовской вотчины между новыми хозяевами произошёл только в 1836 году[2], помещицы из разных семей прекрасно осознавали где и чьи земли и крепостные. Наследницы штабс-капитана Лаврова владели селом Трахонеево с деревней Свистухой, а Свиньина – стоящей особняком деревней Ивакино и несколькими крестьянами деревни Свистуха.
Настасья Петровна Свиньина решила перехватить инициативу по служению Богу у своих соседок и задумала выстроить в середине своего владения в Ивакино новую каменную церковь, сделав её приходской, для чего в Московскую Духовную Консисторию было подано соответствующее прошение. 24 февраля 1830 года Консистория вынесла заключение: «Дозволить Г. Свиньиной согласно ея прошению в сельце Ивакине построить вновь каменную церковь во имя Успения Божия Матери на собственный и доброхотодателей кошт, с тем чтобы когда нынешние или будущие священноцерковнослужители пожелают переселится к новоустроенной церкви, чтобы отведена была им указная пропорция усадебной земли и домы их перенесены и исправлены были на кошт помещицы»[3].
Следует отметить, что первоначально новая каменная церковь в Ивакино должна была называться Успения Божьей Матери, что совпадало с именем существующей в Трахонеево. То есть заранее предполагалось, что церковный престол из Трахонеево должен будет перенесён в Ивакино. В те же времена существовал и другой казус с наименованиями – в документах неоднократно упоминается населённый пункт под совмещённым названием «село Ивакино, Троханеево тож»[4].
Постройка церкви сопровождалась для Свиньиной дополнительными и вполне разумными обременениями со стороны Консистории. Одно из условий – постройка или переноска имеющихся домов для причта. Причт отказался от переноски своих домов из Трахонеево по причине ветхости, потому помещице требовалось построить новые дома в Ивакино. Другим немаловажным условием стало выделение 3 десятин на состоящий из трёх семей причт на расстоянии не более версты[5] от нового места несения службы. По отношению к новой церкви старые наделы находились на расстоянии около 3 верст и такая удалённость сильно затрудняло их обработку.
Несмотря на то, что Настасья Петровна собралась строить церковь за собственный и «доброхотодателей» счёт, она обратилась в Московскую Консисторию с просьбой изъять кассу Трахонеевской церкви для оплаты убранства новой, а также три колокола, таким образом пытаясь сократить собственные затраты. 17 декабря 1834 года Консистория постановила: денег из кассы не выдавать, а с передачей колоколов «удержаться по крайней мере до того времени, когда освятится новая в сельце Ивакине церковь»[6], поскольку судьба старой церкви пока была ещё не решена. К тому же «обыватели троханеевские желают сохранить свою прежнюю церковь: то ради мира их оставить утварь и колокола сей церкви при ней, доколе не откроется сильнейших причин к перенесению»[7].
Освящение нового храма в Ивакино состоялось 27 мая 1835 года[8], а по указу Синода от 7 января 1837 года статус старой деревянной церкви в Трахонеево должен был понизиться до кладбищенской[9].
Выполнить обязательства перед священно- и церковнослужителями Трахонеевской церкви Свиньина не успела – она умерла 13 апреля 1838 года на 67 году жизни[10]. Земля под наделы выделена не была, дома не построены. По кончине Настасьи Петровны Ивакино перешло по наследству её родной сестре, Екатерине Петровне, в замужестве Бахметевой. 11 декабря 1839 года Екатерина Петровна приступила к выполнению духовного завещания покойной сестры, подав прошение о переводе причта из церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Трахонеево, в новую каменную, что в Ивакино. Для обеспечения нормальной жизни церковнослужителей ею были выстроены три дома и выделены три десятины земли в непосредственной близости от новопостроенных домов и храма.
По решению Консистории от 14 января 1841 года священноцерковнослужителям Трахонеевской церкви было указано перебраться к новому месту службы и проживания[11]. Однако помещица Бахметьева к этому времени переданные три десятины должным образом не оформила, а дома для причта были выстроены небрежно, к тому же «без принадлежностей» и надворных построек. «Они при самом своем новом положении требуют необходимой перестройки именно в доме для священника потолок утвержденный на двух тонких балках более поддерживается перегородою которая от тяжести онаго в продолжение пятигодичной стройки дважды была переделываема также и в домах причетнических есть много нужнаго недостроеннаго, а довершить надворныя пристройки на свой счет при бедном своем положении нынешняго времени они не в состоянии»[12] «по неурожаю хлеба и настоящей дороговизны на оный»[13].
Не был решён вопрос с дровами для отопление домов причта, ранее поставлявшимся прихожанами из Трахонеево, Свистухи и сельца Чашниково. Со стороны церковнослужителей высказывались резонные опасения о снижении дохода в новой церкви: «деревянная церковь приобретает более дохода нежели каменная и всегда бывает более стечения народа в деревянной, нежели в каменной потому что она стала в средине всего прихода а каменная в отдаленности»[14]. Тут причт не совсем точно выразил свои опасения. Церковь в Трахонеево расположена не в самом центре поместья, а в близости от Рогачёвского тракта, по которому большинство прихожан могли без особых препятствий добираться на церковные службы. В Ивакино же никакой приличной дороги не было, только обычные просёлочные.
Бахметева признавала недоделки в домах, но готова была устранить их только в том случае, если причт переберётся в Ивакино. В марте 1841 года Консисторией было принято решение о переезде причта, но в простоявшие несколько лет необустроенные и не протопленные избы переезжать было невозможно, потому по согласованию с помещицей переезд был отложен на 20 апреля[15]. Но 2 апреля 1841 года (по другим источникам 31 марта 1841 года[16]) бездетная Екатерина Петровна скончалась[17] и владение поместьем Ивакино перешло к племяннику, ротмистру Петру Павловичу Свиньину. Бывший декабрист Свиньин не пожелал разбираться в хитросплетениях перехода причта из одной церкви к другой и заявил: «что ж касается до земли на продовольствие притча то в сем отношении священноцерковнослужители должны довольствоваться отведенного им при старой церкви в селе Успенском Троханеево тож из своих дач не желает и несчитает себя обязанным»[18].
Именно в этот момент помещицы Смирновы решили перехватить инициативу и оставить Трахонеевскую церковь, находящуюся на их земле, в качестве приходской, предложив служителям Трахонеевской церкви то, что они просили: «прихожанки того села помещицы Лаврова и Смирнова изъявили желание на продовольствие их священноцерковнослужителей вместо отдаленной стоящей за двумя селениями церковной 27 десятин земли отвести такое же количество удобной близ церкви села Троханеева с тем, чтобы они священноцерковнослужители не переходили к новоустроенной в селе Ивакине церкви а остались жительствовать при старой что в селе Троханееве на что они согласны, а посему просят дозволить им променяться землею и остаться при старой церкви»[19]. Помимо предложения об удобной земле Смирновы-Лавровы обязались снабжать причт дровами.
Далее история рассказывает, что бурмистр Смирновых крепостной Александр Субботин по доверенности от помещиц выделил более удобные земли причту Успенской церкви. Однако после смерти старшей из наследниц Лаврова, её дочери начали опротестовывать действия старосты Субботина, пытаясь отобрать удобные священноцерковнослужителям земли в свою пользу и вернуть старые, неудобные, в соответствии с планом 1766 года. Дело затянулось на многие годы, дошло даже до опроса приставом крестьян местных деревень и закончилось с неясной формулировкой летом 1856 года[20]. Но это уже совсем другая история.
Таким образом храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ивакино не стал главенствующим в приходе, а остался всего лишь приписным к храму Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. Службы в Покровской церкви проводились изредка, хотя и продолжались до конца её существования в советские времена. Но метрические книги велись только в Успенской церкви. Ближе к 1917 году даже название Покровского храма стало забываться и в документах его иногда именовали Успенским храмом в Ивакино[21].
В архиве была найдена опись церковного имущества церкви в селе Ивакино, составленная в 1921 году священником Дмитрием Николаевичем Саввинским, уроженцем соседнего села Чашниково и на то время настоятелем Успенской церкви в Трахонеево:
Опись
Церковному и ризничному имуществу Московского уезда, Успенской, села Ивакина[22]
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы однопрестольная, каменная, холодная, крыта железом, одноглавая.
В связи с нею колокольня каменная, крыта железом; на неё три колокола:
В первом весу 24 пуда
Во втором 2 пуда
В третьем 1 пуд 30 фунт
Алтарь.
- Престол деревянный, дубовый.
Срачица на нем белая, коленкоровая.
Одежда парчовая
- На нем святой Антиминс атласный
- Жертвенник деревянный, дубовый.
- За престолом на горнем месте крест деревянный
- За престолом же икона Толгской Бож. Матери.
- За престолом же живописное изображение Тайной вечери на парусине.
Мера в вышину 2 арш 3 вершк, в ширину 3 арш.
Предалтарный иконостас.
- Иконостас деревянный, одноярусный.
- Царские врата деревянные. В середине их живописное изображение Благовещения Пресв. Богородицы.
- Над ними крест вышиною 1 арш.
- Над сими же вратами на стене под куполом живописный образ Господа Саваофа. Вышина 1 арш. 4 верш, ширина 14 вершк.
- На правой стороне царских врат – живописный образ Преображения Господня. Вышина его 2 арш. 3 вершк, ширина 13 ½ вершк.
- Образ Успения Пресв. Богородицы. Вышина 1 раш., шир. 13 вершк.
- Южная дверь. На ней изображение Апостола Петра.
- Над сею дверью живописный образ Сретенья Господня. Вышина его 1½ арш., ширина 1 арш. 2 вершк.
- Рядом с южной дверью образ Преп. Сергия греческого письма. Вышины 2 арш. 1½ верш, ширина 10½ вершк.
- На левой стороне Царских врат образ Успения Б. М. Вышина 2 арш. 3 вершк; ширина 14½ вершк.
- Образ Покрова Пресв. Богородицы в медной высеребряной ризе. Вышина 1 арш., ширина 13 вершк.
- На северной двери изображение Ап. Павла.
- Над сею дверью образ Введения во храм Пресв. Богородицы. Вышина его 1½ арш., ширина 1 арш 2 вершка.
- Рядом с северной дверью образ Святит. И Чудотворца Николая, греческого письма. Вышина его 1½ арш., ширина 12 вершк.
Подсвечники и паникадила.
- В алтаре на горнем месте подсвечник медный высеребрен, вес 7 фунтов.
- По обоим сторонам престола два подвечника медные высеребрены, каждый весом по 7 фунтов.
- Пред местным образом Спасителя подсвечник медный высеребрен на трех цепях, вес 23 фунт.
- Такой же висящий подсвечник пред иконою Преп. Сергия.
- Два висящие подсвечника пред иконами Успения Бож. Матери с Святителя Николая по 23 фунта.
- Два подсвечника перед иконами Успения Бож. Мат. И Покрова Пресв. Богородицы по 7 фунтов.
- Паникадило медное высеребрено; вес 4 пуда
- Полное священическое парчевое облачение на желтой подкладке
Московского уезда, Успенской церкви, села Ивакина и села Трахонеева священник Дмитрий Саввинский
Последнее описание церкви было сделано Учёной комиссией при Музее Старой Москвы 5 июня 1925 года:
«Ивакино-Покровское представляет собой усадьбу с церковью в стороне от деревни. … Сохранился запущенный парк с высохшим прудом. Усадебный дом выглядит дачной постройкой конца XIX века, но может быть, это перепланированный дом середины XIX века. Интересна церковь за парком. Прекрасное ампирное здание, того же типа, как церковь в Рождествене на Истре, но однопрестольная. Колокольня четыреугольная с круглой надстройкой над звоном, соединена с церковью крытым переходом на колоннах. Внутри все сохранилось от 1835 года, когда церковь построена: прекрасный, хотя и небогатый иконостас, ампирный, роспись стен с особенно хорошими картинами Поро?к? и Покрова, сделанными в одном цвете, как бы сепией.
Роспись в позднейшее время пройдена кистью, но это заметно только там, где скат у ???. Церковь страдает и снаружи и внутри от сырости. Дело в том, что г.Свиньина, построившая церковь, построила ее не там, где разрешено: близ усадьбы, а не за 1 ¼ версты, среди села. Церковь не только долго не была освящена, но и потом оказалась приписной, а не самостоятельной, а потому и кажется заброшенной, что очень жаль, так как это очень хороший памятник искусства»[23].
По косвенным сведениям можно сказать, что к 1929 году церковь была разобрана. В протоколе заседания президиума Коммунистического РИКа за №7 от 27 июля 1929 г. есть решение об отпуске гражданке Тарабаевой (сельца Воскресенки) на постройку дома 1000 шт. кирпича Ивакинской церкви[24].
Помимо архивных уточнений нашёлся довольно богатый фотографический материал.
Василий Васильевич Кузнецов (к сожалению уже покойный, но успевший оставить книгу воспоминаний о родном сельце Мысово) сохранил коллекцию фотопластинок своего отца, тоже Василия Васильевича Кузнецова (Василия Солнечного), сделанных во время его путешествий по родной округе. Среди них есть и несколько снимков храма в Ивакино, сделанные как в дореволюционное время, так и в 1920-х годах.
В фондах Музея архитектуры имени А.В. Щусева хранится серия фотографий Покровской церкви в Ивакино[25], сделанная также в 1920-х годах Николаем Дмитриевичем Виноградовым, русским и советским архитектором, реставратором, фотографом и коллекционером. Увы, качество копий этих работ весьма низкого качества, но, тем не менее, позволяют рассмотреть не только экстерьер, но и заглянуть внутрь Покровского храма.