«У народа есть Вера. Вера, которую «утюжили», корежили, выжигали каленым железом на протяжении всего XX века. Но простые люди все равно верили и продолжают верить. Самое главное: наш народ жаждет Веры! Сейчас пришло трезвение, и народ жаждет Бога»
Аркадий Викторович Мамонтов – известный российский журналист и режиссер-документалист. Телезрители знают его по ряду документальных фильмов, которые смело освещают те или иные социальные или исторические моменты, разоблачают заговоры, а иногда носят откровенно скандальный характер. Журналист имеет большое количество наград: за освещение событий Абхазии ему был вручен орден «За личное мужество», за серию репортажей из Чечни – орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден Почета, а также медаль «За укрепление боевого содружества».
Излюбленной темой проектов Аркадия Викторовича являются извечные вопросы, затрагиваемые в библейских сюжетах и биографиях святых. Каждый фильм Мамонтова – это острая и незамедлительная реакция на болезненные, волнующие и близкие любому человеку житейские дилеммы. Выходя в свет, кинокартины сразу же становятся обсуждаемыми и вызывают бурю эмоций: привлекая внимание к проблеме, они заставляют задуматься и многое переосмыслить, рассмотреть непростые жизненные вопросы, взглянув на них глазами стороннего наблюдателя.
Коллеги Аркадия Викторовича отзываются о нем как о человеке добром и трудолюбивом. Хотя в ответ на это Мамонтов скромно парирует, что на самом деле он «страшный и злой», личное знакомство совершенно опровергает его самокритику. Аркадий по жизни очень веселый, жизнерадостный, добрый, но и достаточно серьезный. Журналист безумно влюблен в свою профессию, а потому его поистине можно назвать настоящим мастером своего дела.
Аркадий Викторович Мамонтов родился 26 мая 1962 года в Новосибирске в семье оператора Виктора Гавриловича Мамонтова и режиссёра Алевтины Ивановны Зиминой.
После окончания школы юный Мамонтов попытался поступить на операторский факультет ВГИКа, однако провалил экзамен и с 1980 по 1982 год служил по призыву в Ракетных войсках стратегического назначения в Забайкальском военном округе.
В армии «интеллигентному мальчику из кинематографической семьи» (как выразился сам журналист) пришлось непросто: он не пил, не курил, матом не ругался, а «колотили [на службе] здорово, как в тюрьме». «Когда было особенно тяжело, надо было к чему-то, к кому-то обратиться. Вот так вот, не зная, как, кого-то я молил о помощи. После армии — крестился. И тогда уже стал идти к Богу, ошибаясь, падая» — так Аркадий Викторович поделился историй о приходе к вере в одной из бесед со СМИ.
После службы уникальный талант молодого амбициозного Мамонтова оценили в старейшем и крупнейшем университете страны: он с отличием окончил обучение на факультете журналистики МГУ в 1988 году.
Аркадий Викторович начал карьеру как специальный корреспондент – трудился в редакции видеоинформации Агентства печати «Новости», затем с 1992 по 1994 год работал «стрингером» в «горячих точках» на территории Молдавии, на границе Нахичевани и Армении, в Таджикистане, государствах Прибалтики, в рамках программы «Деловая Россия» делал проект «Российский календарь» о российских купцах-меценатах.
В 1994 году Мамонтов (по приглашению Елены Масюк) начал сотрудничать с телекомпанией НТВ на внештатной основе. С апреля 1995 по май 2000 года работал специальным корреспондентом в информационных программах телекомпании НТВ: готовил репортажи для программ «Сегодня», «Итоги», «Герой дня», являлся одним из постоянных авторов программы «Профессия — репортёр», работал с программами в жанре журналистского расследования, освещал президентские выборы в марте 2000 года.
Весной 2000 года перешёл работать на телеканал «Россия». Сразу же после перехода стал руководителем студии «Авторская программа Аркадия Мамонтова», документальные фильмы которой выходили в рамках проектов «Большой репортаж РТР» и «Специальный корреспондент», трудился над циклом передач «Обратная сторона», в рамках которого в свет вышли картины «Дети», «Чек», «Югославия. Период распада», «Братья», «Чужие» и другие.
Параллельно Мамонтов вёл репортажи для информационных программ из Чечни, Абхазии, Ирака, Косова (во время войны в Югославии), Вифлеема, Беслана, Южной Осетии, района Бирюлёво Западное, после взрыва в Пушкинском переходе, после обрушения «Трансвааль-парка», из центра на Дубровке. На месте гибели атомной подводной лодки К-141 «Курск» Аркадий Викторович стал обладателем бесценной эксклюзивной информации «из первых уст» — он был единственным корреспондентом, работавшим на борту крейсера «Пётр Великий».
В 2008 году вышел первый роман Аркадия Мамонтова в жанре криминального расследования — «Чек на тот свет».
С марта 2012 по июль 2014 года, помимо работы над документальными фильмами, Мамонтов являлся ведущим телевизионной программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1», в рамках которой вёл дискуссии с гостями студии. С октября 2017 по декабрь 2019 года Аркадий Викторович — ведущий авторской программы «Следы Империи» и других проектов на телеканале «Спас».
С осени 2014 года основное внимание журналиста занимает работа над авторскими документальными проектами – это расследования по наиболее важным общественным темам, волнующим страну. В кинокартинах всегда присутствует четкая христианская позиция Мамонтова, которая выражена в защите православных святынь, интересов простых людей и Отечества.
Аркадий Викторович, с гордостью признавая себя православным христианином, уверен: «Если бы православного кино было бы больше, если бы его больше показывали, то у нас многие вещи были бы сглажены, потому что Православие учит только одному: добру и любви. Все!»
В 2016 году исполнилось 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. С возрождением на Афоне Русского Свято-Пантелеймонова монастыря, началось и возрождение утраченных когда-то традиций паломничества православных русских людей к святыням.
Мамонтов неоднократно приезжал на Святую гору со съемочной группой в попытке снять на Афоне фильм о Поясе Богородицы, однако посчастливилось ему не сразу: «Первый раз снять фильм про наш русский монастырь Святого Пантелеимона не удалось: Кинод (это высший орган управления Афона) не дал благословения на это. Поэтому мы просто пробыли в монастыре три дня как паломники: жили в архандарике (гостинице) втроем с коллегами. Только вернувшись сюда спустя 7 лет всё с Божьим благословением получилось».
В документальном фильме зрители увидели жизнь Афона глазами русских паломников. «Одно поколение паломников сменяет другое. Сколько тысяч человек прошло этим путем. Каждый из них повторял про себя «Господи, помилуй». Божья Матерь принимает всех: сильного и слабого, хорошего и плохого, паломника и туриста, любопытного и всезнающего. Подъем сюда, на эту вершину – не просто экстремальная прогулка – это восхождение к молитве, к истине, к Богу», – поделился журналист.
На работу по проекту было выделено всего пять дней. Съемки велись так живо и динамично, что к концу первой половины дня съемочная группа и сам Аркадий Викторович изрядно вымотались, за усталостью подступило раздражение. Тогда Мамонтов посмотрел на монахов — и поразился: они непрестанно трудились и при этом были совершенно спокойны!
«Это другой мир, другое отношение людей друг к другу. Представьте себе: в год в этом монастыре бывает 50 тысяч паломников — ведь можно озвереть от такого количества гостей. Потому что за каждым надо убрать, застелить кровать, каждого накормить, каждого вновь прибывшего паломника угощают водой и рахат-лукумом. Там нет гастарбайтеров или прислуги — это делают сами монахи. И при этом успевают молиться по 6-8 часов в день!»
Остров приятно удивил журналиста и его команду совершенно уникальной атмосферой и культурой общения: ни одного проявления жестокости, ни одного грубого слова. На Афоне живут одни мужчины, а «чувствовали себя мы там — как дети! Вся шелуха, вся взрослая наигранность сразу с нас слетели», — разделил впечатления со СМИ в одном из интервью Аркадий Викторович.
Ведомый волей Всевышнего, Мамонтов нисколько не сетовал, что в первый раз ему отказали в съемках, неприятного осадка не осталось: «На всё воля Божья», — решил он. Действительно: пути Господни неисповедимы, потому, всё же получив благословение на работу над кинолентой, журналисту многое казалось удивительным, если не странным — даже послушания.
«Утром к нам подошел монах и сказал: «Знаете что, ребята. Надо помочь убрать верхний храм: вымыть пол, ступеньки, протереть стасидии…». «Конечно!» — ответили мы, а сами переглянулись с некоторым недоумением: как это? Мы что — сейчас мыть полы будем? Ну, ладно, проблем нет, помоем! А монах добавил, видно, в шутку: «Знаете, кто в монастыре храм уберет, тому семь грехов спишется». Мы рванули туда, в этот храм, наперегонки! До дыр все протерли, убрались так, что там все блестело — как в армии, в общем».
Та поездка на Святую Гору если и не привнесла коренных изменений, то точно коснулась души каждого: за открытыми воротами и высокими стенами Мамонтов и команда окунулись в, кажется, совсем другой мир, иное бытие, другую жизнь.
Аркадий Викторович восхищается и часто вспоминает о случае «неимоверного воздержания», который произвел на него большое впечатление на первой трапезе на Афоне: «Как видите, меня достаточно много, я люблю покушать — есть у меня такой недостаток. Сидели мы, миряне, в ряд, а напротив нас, тоже в ряд, сидели монахи. Мы с ребятами «наворачивали» с голоду (а перед этим мы хорошо поработали) кашу, оливки и все, что там стояло. Как нам казалось, делали мы это медленно и чинно, а на самом деле оказалось — быстро и суетливо. Напротив меня сидел очень худой монах. Лицо — благообразное, глаза — светлые, кристальной чистоты. Перед ним стоит алюминиевая тарелка с фруктами. И он не спеша берет оттуда виноградинку — и откусывает ее. И всё! А ведь он не меньше моего работал! Когда мы встали из-за стола, я подумал: сколько надо было этому человеку идти к такому простому действию? Чтобы вот так просто взять одну виноградинку и не спеша есть? Он не хотел передо мной рисоваться, просто у него такой образ жизни».
Там, на Афоне, Мамонтову пришло знание о том, почему надлежит ходить в храм в воскресенье и на праздники: «В нашем мире, который опутан сетями прогресса, мы все куда-то бежим, едем, спешим, летим, даже ходить не умеем как следует. Бог дает моменты, когда можешь в этой гонке остановиться: по воскресеньям из этой суеты никчемной выпадаешь и, приходя в храм, оказываешься в Божьем мире. Горнем мире. Общение с Богом — оно не терпит суеты. Оно требует беседы, тихой и спокойной. Иисус Христос и с учениками, и с людьми, среди которых Он проповедовал, всегда беседовал спокойно, не спеша. Так что получается, воскресенье — это и память Воскресения Бога нашего Иисуса Христа и вместе с тем — воскресение нашего духа, потому что в этот день мы целиком с Господом».
Аркадий Мамонтов уверен: в нашем мире каждому человеку дано нести определенное служение помощи людям. «Я делаю всегда передачи, которые выгодны моему государству и моему народу. Считаю, что работа журналистская заключается в следующем: мы должны критиковать, расследовать, защищать страну, в которой работаем – и в то же время быть объективными. Я объективен с той позиции, что я православный христианин.
В современном мире без Веры делать нечего. Только Вера человека удержит на поверхности и спасет от падения в какую-либо пропасть. Раньше главным испытанием христиан был страх перед физическими муками, как во времена Римской империи, или страх остаться без работы, без хлеба, как в советские времена. Сейчас другое испытание — муки соблазна. Скажем, у тебя все есть — iPhone, iPad, машина, успех, интересное общение — зачем о Боге помнить? И вот это испытание, может быть, еще страшнее и тяжелее, чем физические пытки. Потому что соблазн не поймаешь, он эфемерный, с ним тяжелее бороться. Но тем не менее есть люди невероятно богатые, которые оставляют все и идут в монахи.
В одном не вошедшем в краткую версию фильма «Пояс Богородицы» интервью я спрашиваю у русского монаха, насельника Андреевского скита на Афоне: «Как так? К вам в монастырь, постригаться в монахи, приходят в том числе и очень богатые люди — как они от всего отказываются? Получается, все яркие возможности мира они оставляют за какое-то обещание, исполнение которого в этой жизни даже не увидят!». Он мне ответил: «Яркие возможности — ну и что? Это все до гробовой доски. А что потом?» А потом, если ты веришь, то — жизнь вечная. Если ты веришь. Потому что не зря Господь сказал: «Веруй в Меня и не увидишь смерти во век».
И о своей Вере надо не бояться говорить полным голосом — говорить искренне. Своей Веры мы не должны стесняться, наоборот — должны быть готовы за нее ответить и за нее постоять. Но главное — дай Бог нам всем быть рабами Христовыми, чтобы жизнь свою не просто так прожить. Это очень важно».