«Моя миссия — делать христианское кино. Оно должно исцелять души людей. В нем должно быть особое отношение к каждому зрителю. Не как к потребителю. Нужно, чтобы, посмотрев твой фильм, люди начинали обнимать друг друга, испытывали счастье, сердечную радость. Радость от полноты бытия. Не в этом ли эстетический смысл человеческой жизни?»
Чувство истинности и света православной веры одинаково освещает обычных людей и людей известных. Как признается окормляющий актеров Голливуда священник Александр Лебедев (Спасо-Преображенский собор города Лос-Анжелес, Западно-Американская епархия РПЦ), к православной вере часто приходят через членов семьи и уже потом становятся постоянными прихожанами. Священнослужитель уверен: православие благотворно влияет на знаменитостей: они ведут более сдержанный образ жизни, отказываются от страстей и пагубных привычек, больше времени проводят в кругу семьи.
Героя настоящей статьи – всемирно известного сербского кинорежиссера Эмира Кустурицу – часто можно увидеть в Москве на различных встречах с представителями православной общественности. Мэтра кинематографа сложно назвать Голливудской звездой, но нет места, где не знали бы о его шедеврах.
«Да, самые громкие фильмы производят в Голливуде, но по мне — это кинематографическое кладбище. По-настоящему лучшие кинокартины сегодня снимают в Иране, России, иногда в маленьких странах вроде Сербии, где людям еще есть что сказать».
Не будет секретом, что Кустурица любим у нас в народе. Есть в его фильмах этакая безбашенность, фантасмагория, арт-хаус – все то, с чем у нас часто и ассоциируется балканское кино.
Кустурица имеет две «Золотые пальмовые ветви» Каннского фестиваля плюс еще пару десятков наград, включая довольно экзотические, например, на спортивном кинофестивале в Липецке в номинации «Спорт и личность» Кустурица получил главный приз за фильм «Марадона», но «по объективным причинам» за ним не приехал.
Эмир не раз получал и значимые православные награды: так, в 2010 году Кустурице вручили премию в московском Храме Христа Спасителя за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов, а также за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества. Вручал лично Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
«Православие – связующее звено между народами, основой культуры и цивилизации», — уверен кинорежиссер.
По благословению Святейшего Патриарха Сербского Иринея и Священного Синода Сербской Православной Церкви архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий в 2016 г. после Божественной литургии в монастыре Острог вручил Эмиру высокую церковную награду — Орден святого деспота Стефана Лазаревича.
Также Кустурица известен как участник группы «The No Smoking Orchestra». Музыку оркестра можно услышать в фильмах самого Кустурицы — «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо».
Эмир Кустурица – счастливый муж и отец. Он женат на Майе больше 40 лет – у них двое детей: Стрибор и Дуня. Супруги совместно владеют кинокомпанией Rasta Films.
Еще Эмир — архитектор, музыкант продюсер, пилот вертолета. Кроме того, Кустурица – горячий фанат футбола (болеет за сербский футбольный клуб «Партизан») и принципиально не пьет водку.
Сам православный режиссер нередко называл себя в интервью «простым парнем из Сараево» — он родился в 1954 г. на окраине «Европейского Иерусалима», городе многих народов, ныне – столице Боснии и Герцеговины. В радиусе трёхсот метров от родного дома Кустурицы стоят четыре храма: католический, православный, мусульманский и синагога.
Имя «Эмир» в переводе с арабского означает «правитель». Семья режиссера – сербские не практикующие босняки-мусульмане. Босняки — это хорваты и сербы, которые в период Османской империи перешли в мусульманство. Причины этому могли быть разные, но чаще всего — экономические. Согласно османским законам, мусульмане занимали более привилегированное положение в обществе: они платили меньше налогов, чем христиане, показания мусульман в случае судебных разбирательств считались более весомыми и т. д. Сам режиссер не раз говорил, что в его семье всегда помнили о православных сербских корнях. Кустурица подчеркивает: он чувствует свою неразрывную связь и идентифицирует себя именно с сербской культурой.
В 18 лет Эмир уехал в Прагу и поступил в Академию исполнительских искусств, закончив которую, мир и узнал его как режиссера.
В 1992 г. началась Боснийская война, в Сараево шли бои между хорватами, босняками и сербами, дом семьи Кустурицы был разрушен, а отец Эмира умер от сердечного приступа. Семье пришлось искать убежище в соседней Черногории. Видимо, где-то в этот момент что-то повернулось в душе Эмира…
Режиссер твердо решил: его жизненная цель – менять что-то в жизни других людей в лучшую сторону, а предназначение, как художника, – делать людей счастливыми.
Крестился Эмир в 2005 г. с именем Неманя на день св. вмч. Георгия в монастыре Савина, расположенном на восточной оконечности Херцег-Нови, в Черногории. Основанный в 1030 г., монастырь является одним из старейших в стране. Сейчас монастырский комплекс включает в себя три храма, келейный корпус и два кладбища.
Крещение стало для Кустурицы возвращением к корням, православными предкам, к первоистокам.
«Для меня принятие православия было не сменой веры, а ее обретением во взрослом возрасте. Я глубоко убежден, что с религией жизнь становится интереснее. К тому же через призму православия легче и глубже воспринимается славянская история и культура. 200 лет моя семья была оторвана от православия в каноническом смысле. И я счастлив, что теперь я — часть этого мира, этой религии, которую я вновь обрел».
На границе Сербии с Боснией и Герцеговиной есть деревенька Мокра Гора, которая, возможно, так и осталась бы неизвестна миру, если бы в начале 2000-х Эмир Кустурица не решил снимать в окрестностях свой фильм «Жизнь как чудо» (2004). Благодаря режиссеру, на территории местного природного парка выросла вторая деревня, а точнее — этнодеревня Дрвенград (по-русски — деревянный город). Она же Мечавник (по-русски — метель). Она же Кустендорф (относится к проходящему здесь ежегодно фестивалю кино и музыки).
Здесь режиссер вместе со своей женой Майей стал ктитором храма во имя свт. Саввы Сербского. Храм был освящен 23 января 2005 года епископом Жичским Хризостомом. Это событие было подробно описано в репортаже, помещенном в одном из номеров газеты Сербской Патриархии «Православие».
Над храмом, расположенным в самом центре «этнограда» Кустурицы, работал мастер Милош Милованович. Церковь украшена мозаичной фреской свт. Саввы работы Мирослава Лазовича, иконостас выполнен известной мастерской Драгана Петровича, а запрестольные иконы написаны художником Весной Голубович из Белграда.
На освящение храма собралось духовенство Жичской епархии, многие известные деятели культуры, соседи и друзья Кустурицы из окрестных сел. Присутствовавший на освящении академик Матия Бечкович заметил по поводу этого события: «Эмир Кустурица подал пример и другим людям из мира искусства и духа, чтобы восстанавливался обычай, когда великие люди становятся и великими ктиторами».
Интересный факт: в Дрвенграде есть подземный кинотеатр имени Стэнли Кубрика, площадь Андрея Тарковского и улица Федерико Феллини.
А что, всё-таки, для режиссера означает вера? На этот вопрос журналиста Эмир поделился:
«Это стремление к тому идеалу, к той настоящей жизни, о которой я читаю в Евангелии. Когда я читаю Новый Завет, то понимаю, что все написанное в этой книге – знак того, как люди должны жить на самом деле. Это послание о том, какими должны быть мир и наша жизнь.
Человеческая жизнь, цивилизация не могут развиваться без сильных идей. Квартира, машина, деньги, хорошая жизнь — это неплохие вещи. Они становятся ложными в том случае, если превращаются в цель всей жизни.
Должна быть главная идея, главная цель, которая нас и ведет по жизни, ведет духовно. Нужно определить свою задачу, избрать свой путь. Только тогда мы можем получить то, что желаем. Идея сама приведет нас к результатам. Богатый человек может быть добрым. Но если он себя всю жизнь выстраивает так, чтобы стать богатым, то его жизнь бессмысленна. Все, что имеет духовную идею, приводит к тому, что человек добивается своей позитивной цели. Если все переворачивать с ног на голову, то трудно достичь чего-либо хорошего».
«Важно сохранить православие в эпоху дегуманизации».
На вопрос СМИ о том, какова ведущая тема его кинематографических произведений, режиссер признается – это проблема военных конфликтов. «Я всегда старался объяснять зрителям, как из друзей люди превращаются в непримиримых врагов. Я отстаивал свой взгляд на происходящее, это мои мысли о том месте, где я родился и прожил. Это мысли о людях, живущих на Балканах. Это мысли о мосте на реке Дрина, который связывал и связывает две цивилизации, два мира – Запад и Восток. Именно здесь проходит граница между православием, католицизмом и исламом. Здесь всегда было много трагедий, много горя, много крови. Несколько войн, включая и Первую мировую, начинались на Балканах, в Сараево, моем родном городе».
Однако главной мировой проблемой, в том числе по причине которой возникают войны, Эмир Кустурица признает то, что «современные люди остались без духовного ориентира. Уникальность человека как образа Божия нивелируется в нынешнем мире. Хай-тек-человек сегодня больше склонен к биологической, а не духовной жизни. Его интересуют только материальные ценности, он – язычник технологий. И этот язычник противостоит сегодня тому человеку, который от Бога. В бездуховности нельзя жить бесконечно. Безбожие уничтожает душу».
Опора на «хай-тек-человека», как убежден кинорежиссер, губит западноевропейскую культуру и разрушает ее христианскую идентичность.
«В Голландии церкви чаще всего превращаются в кафе или склады. Когда я играл со своей музыкальной группой в Италии, особенно в Калабрии, мы инструменты оставляли в церквях, они стоят пустые», – рассказал он.
Рассуждая о перспективах преодоления всеобщего кризиса, Кустурица сослался на Сэмюэля Хантингтона. Автор концепции «столкновения цивилизаций» писал, заглядывая в будущее, что сохранятся четыре культуры, и среди них – православная. В этом знаменитый кинорежиссер видит шанс для себя и Сербии.