Православие в ЖЗЛ. Валерия Гай Германика.

 

«Ничего «такого особенного» в Православии не нахожу, для меня это естественная среда обитания, естественная потребность – как дышать, например. Это надо осознать. Мне кажется, этого всем не хватает – но не все понимают, что не хватает именно этого».

 

 

Валерия Гай Германика — скандальный российский режиссер, актриса и сценарист, обладательница премии «Ника» «Открытие года» (2008) и «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля (2014). Стремительно ворвавшись в кинематограф неоднозначными эпатажными проектами, она вызвала критику в том числе Русской Православной Церкви. И ранее, и сейчас к фильмам Валерии возникает двоякое отношение: кто-то возмущается темами, которые поднимает в своих кинокартинах Германика, другие остаются в восторге от ее художественного языка и ярких шокирующих работ.

 

 

Имя режиссера у большинства людей ассоциируется либо с мрачным и реалистичным сериалом «Школа», либо с эпической концовкой фильма «Все умрут, а я останусь»: так или иначе, в кинокартинах почти нет «добрых» героев.

Однако некоторое время назад Германика явила удивительное перевоплощение: от эпатажного бунтаря-гота до прихожанки православного храма — такое преображение Валерии поразило многих. Сама же она говорит, что никогда не отрицала существование Бога и всегда хотела жить вечно, просто не сразу нашла путь к Нему. Валерия делилась, что была крещена еще в детстве, но в 16 лет сняла с себя крестик, а потом и молиться перестала – потому что крепко обиделась на Бога за смерть бабушки. Потом увлеклась тяжелой музыкой, Мэрилином Мэнсоном, «жила субкультурой, тусовалась с ребятами, с такими же, как я. Ну на кладбище мы ходили, сидели там, пили портвейн… И это тот момент, когда ты… как в диалоге с Богом, но в каком-то таком странном. Когда ты обижен на Бога за то, что у тебя все плохо…»

Родилась Валерия Гай Германика (Валерия Игоревна Дудинская) 1 марта 1984 года в творческой семье. Отец девушки – журналист Игорь Дудинский, а вот имя мамы умалчивается, известно, что она – театральный гример. Любимую внучку назвала бабушка, трепетно относившаяся к роману «Спартак» Рафаэлло Джованьоли: девочке выбрали имя в честь супруги древнеримского диктатора Луция Корнелия Суллы.

Родители Валерии расстались, когда малышке был всего год. В детстве и юности у Германики не сложились отношения с родным папой: он не считал нужным поддерживать бывшую жену и дочь материально, не участвовал в воспитании, а когда в семье настал финансовый кризис и мама Валерии пришла за помощью к бывшему мужу – отказал в самой грубой форме. Выкрикивать обидные слова перестал только после того, как был сделан тест на отцовство. Повзрослев, Валерия не хотела даже слышать о родителе, папой звала отчима, отчество которого, кстати, себе и взяла. Наладить отношения с биологическим отцом девушке удалось лишь под конец его жизни – журналист умер летом 2022 года.

Школьные годы Германики прошли в лицее, где математику компенсировали игрой на скрипке и изучением Библии. Вспоминая свое детство, Валерия рассказала, что религия была в ее жизни в такой же форме, какая она была у большинства постсоветских детей с советскими родителями:

«Такое христианство, смешанное с язычеством, с бытовыми приметами. Я боялась умереть с детства, и меня всегда преследовал тот кошмар, что все кончится и ничего не будет. И какой-то ангел-хранитель, какая-то совесть меня мучила. Я пыталась найти выход, пробовала разные книги читать, разные религии. А в церковь на крестный ход все ходили на Пасху. Святим куличи утром, а вечером пьяные на крестный ход идем, – говорит Германика. – У нас в Строгине была такая традиция – уже идти на крестный ход, напившись «Hooch». Так соприкасались с православием», – поделилась кинорежиссер.

В раннем подростковом возрасте, в поисках себя, девушка приобщилась к неформальному искусству, выбирая шокирующие способы самовыражения. Увлечение серьезно повлияло на успеваемость: Валерия не окончила школу, решив в 12 лет, что ей это не нужно. Впоследствии она купила аттестат. Специальное образование девушка получила в Школе кино и телевидения «Интерньюс», ее педагогом-наставником стала Марина Разбежкина.

Уже в 18 лет неформалка Лера стала кинорежиссером. Первый опыт в киноиндустрии девушка получила в документальной киноленте «Сестры». Второй короткометражкой в фильмографии режиссера стала лента «Девочки», которую позже включили в программу «Кинотавра», а также показали в Каннах на 59-м фестивале в рамках Дня России. А в 2008 году на экранах появилась скандальная лента «Все умрут, а я останусь».

2010 год в творческой биографии Валерии Гай Германики продуктивно отразился в 69-серийном фильме «Школа». Резонансный сюжет вызвал бурю негодования представителей образовательной сферы, политических сил страны и Русской Православной церкви. Сериал пытались запретить, но вышестоящее руководство дало согласие на продолжение съемок.

В это же время Валерию всё глубже затягивала наркотическая зависимость: «У меня была такая среда — музыканты, панки, субкультура, готы. Много наркотиков, алкоголя. Люди умирали, – рассказывает кинорежиссер. – Умерла Эми Уайнхаус, когда ей было 27, а мне как раз было 27, это был тревожный звоночек. К этому времени я уже побывала во всяких больницах».

В очередной интоксикации Германика вдруг испытала ужас бессилия прекратить употребление и ощущение скорой, неминуемой смерти, «а вместе с этим пришла инстинктивная боязнь ада и вечного небытия, – откровенно поделилась Германика. – Перед днем рождения попросила свою подругу, которая часто ходила к одному необыкновенному батюшке, меня отвести. Потому что пора писать завещание».

Так Германика оказалась в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, где познакомилась со священником отцом Дмитрием, который начал ее взращивать в духовном плане и общение с которым стало стартовой точкой на пути кардинальных внутренних изменений кинорежиссера: «Стало спокойнее. Я нашла путь к вечной жизни. То, что человеку, который вечно думает и рефлексирует, необходимо». Первое время, признается Валерия, она была настолько разгульной и развращенной, что запросто могла зайти в церковь пьяной.

«Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин. 16:23).

В истории Христианства достаточно случаев чудесного духовного преображения. «На моих глазах все больше самых отъявленных бунтарей и индивидуалистов приходят к вере и начинают искать истину именно в православии», – отмечает режиссер. Однако, по мнению Германики, «у святых, у монахов драматургии больше, чем у любого наркомана из моего фильма. И если я про это по-настоящему начну снимать, все будут плакать, рыдать и запрещать мои фильмы».

В 2018 году Германика стала ведущей YouTube-канала о Православии «Вера в большом городе» от издательства «Никея». В выпусках обсуждаются вопросы о прощении, совместимости актерской профессии с религией, «о поиске истины в бетоне и металле города», чудесах и служении семье и Богу. Описание канала разъясняет: это проект о верующих людях, живущих в современном большом мегаполисе и занимающихся разными удивительными делами, тех, у кого нет противоречия между верой и их светскими, повседневными занятиями.

«С некоторых пор я с грустью начала понимать, что вокруг Православия сложились целая система предрассудков. Многие считают, что вера в Бога форматирует мозг, стирает личность и заставляет мыслить шаблонно и одинаково, или заключает нашу психику в некое гетто, в котором невозможно раскрепостить свою творческую энергию и где отсутствует свобода личности и человеческая индивидуальность», — прокомментировала Германика. Валерия уверена: все совершенно не так.

В 2019 году режиссер сняла для службы «Милосердие» социальный ролик – «добрую рекламу» об отношениях матери и дочери-подростка, которые раскрываются самым неожиданным образом. Во время подготовки к съемкам Валерия Гай Германика посетила подопечных и познакомилась с работой нескольких проектов «Милосердия»: Свято-Спиридоньевской богадельни, «Ангара спасения», «Дома для мамы», Свято-Софийского социального дома, респиса для тяжелобольных детей, медцентра для детей с ДЦП, Елизаветинского детского дома. «Милосердие – это умение чувствовать чужую боль. Главная мысль ролика – люди лучше, чем мы о них думаем. И место для милосердия найдется в сердце любого человека», — поделилась режиссер.

Германика и сегодня продолжает снимать кино. В 2021 году на экраны вышел документальный фильм «Папа», который Валерия посвятила своему отчиму. Картина, по словам Гай Германики, получилась невероятно личной и откровенной — никогда еще сценарист не подпускала посторонних так близко к собственной семье. Валерия призналась также, что картина помогла ей лучше разобраться в себе, понять, откуда родился ее интерес к кино. Также Валерия призналась, что работать с 91-летним отчимом было легко и приятно, а вот со старшей дочерью Октавией пришлось не так просто: девочка часто меняла решения по поводу своей роли в проекте.

Не секрет: Гай Германика всегда крайне трепетно относилась к своей семье. В настоящее время режиссер воспитывает троих детей: 13-летнюю дочь Октавию, семилетнюю Северину и двухлетнего Августа.

«До сих пор моя мама говорит «о господи!», я говорю — Октавия будет перенимать. Она говорит: «Прости, мы в советское время все так говорили». А эта присказка нарушает одну из заповедей — не упоминать всуе, то есть в суете сердца», – поделилась Валерия Германика диалогом с мамой.

В одном из интервью на вопрос журналиста о том, как научить детей жить в современном мире, режиссер ответила: «Самое главное в жизни – это любить и быть любимым. Можно ли этому научиться? Наверное, да – на примере, на личном опыте. Любить – это же действие, глагол. Любовь выражается и в подарках, и в ласке, и в количестве внимания. Где-то наказать, где-то похвалить. Совершенно точно нужна иерархия, ребенок сразу должен расти в «системе координат». Я говорю детям, что надо слушаться меня: я знаю, что надо делать, потому что я буду отвечать потом перед Богом за всю эту историю. Я пока у них вместо Бога, как руководитель. Но постепенно они будут приобретать свои умения и их свобода увеличится».

Германика отмечает, что, помимо стремления воспитать детей в рамках норм православия, она всячески прививает им патриотические идеи. Также режиссер призналась, что выступает противницей абортов, является вегетарианкой.

«Я тем самым показал вам, что, так трудясь, вы должны поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, как Он сказал: благословлять больше давать, нежели принимать» (Деяния 20:35).

Гай Германика активно занимается благотворительностью и продолжает освещать насущные социальные проблемы: так, в настоящее время режиссер увлечена подготовкой документальной ленты о жизни бездомных. Актерами будущей кинокартины выступают лица без определенного места жительства — им раздали портативные камеры, чтобы те снимали свою жизнь без всяких прикрас. Сама Валерия оказалась под впечатлением от общения с данной категорией граждан, назвав их «настоящими поэтами».

«Господь с вами, когда вы с Ним. Если вы ищете Господа, тогда Он позволит вам найти Его» (2-я Паралипоменон 15:2).

История Гай Германики в очередной раз подтверждает: найти Бога внутри себя никогда не поздно. По словам Валерии, вера для нее — это возможность быть счастливой и жить в гармонии. «Когда ты просто живешь с Богом, ты не должен быть хорошим, сразу переодеться, стереть с себя татуировки, содрать всю кожу. Бог этого не хочет. Это такой стереотип. Бог не хочет того, чтобы я была не я. Он меня создал такой. Я осталась таким же панком в душе. Я насильно его не изживаю, а просто меняюсь.

Любовь, — продолжает режиссер, – это духовность. Любовь бесконфликтна, она есть христианство. И это жизнь, но я делаю кино, поэтому должна привнести конфликт, стресс».

Поделиться с друзьями
РОО "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКСПЕРТИЗА"