28 ноября начался Рождественский пост. Он считается последним многодневным постом года и продолжится вплоть до Рождества (7 января).
Рождественский пост христиане начали массово соблюдать в IV веке. Записи о нем встречаются в сочинениях Амвросия Медиоланского, Филастрия и Аврелия Августина. В те времена воздерживались от излишеств в течение семи дней перед Рождеством.
На Константинопольском соборе 1166 года пост продлили до сорока дней в память о Моисее, который сорок дней и ночей отказывался от воды и хлеба, пока не получил скрижали. С тех пор Рождественский пост называют Четыредесятницей — так же, как и Великий пост. В православной традиции заговенье перед постом приходится на день памяти апостола Филиппа. Из-за этого сам пост в народе называют Филипповым или даже «филипками».
Сегодня верующие Русской Православной Церкви в пост отказываются от алкоголя, птицы и яиц, мясной и молочной пищи. Списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. Самые строгие ограничения касаются среды и пятницы. Во вторники, четверги, субботы и воскресенья разрешается пища с растительным маслом, по выходным и в праздничные дни — еще вино и рыба.
Помимо ограничений в еде, в течение всего поста верующим рекомендуется молиться, исповедаться и причащаться. Без молитвы и покаяния пост считается лишь диетой. Все чаще священники рекомендуют воздерживаться от излишней информации: просмотра развлекательного телевидения, чтения средств массовой информации и посещения соцсетей.
Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал, что «настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».
Нам, русским православным, не мешает иметь некоторое знакомство с церковной историей и, в частности, особенностями проведения Рождественского поста других православных христиан.
Однако, этому сопутствуют некоторые сложности. Так, например, болгарских церковных летописей не сохранилось совсем; летописи сербские есть, но только поздние и чрезвычайно краткие, так что об обоих народах главным образом придется говорить по чужим источникам – византийским.
Из двух больших общих групп, на которые разделяются народы славянского племени по степени близости своего взаимного сродства, болгары принадлежат к группе юго-восточной, которая кроме них состоит из русских, сербов, хорватов и словенцев (другую группу – западную – образуют поляки, чехи с моравами, словаки, а также славяне полабские или балтийские – саксонские лужичане).
В IX веке Болгарское царство было построено на унитарном принципе, однако, в нем сожительствовало много народов — праболгары, славяне, фракийцы, готы, авары. Каждый из них имел отличающиеся друг от друга установки по вопросам частной собственности, наследования, военной службы или семейного права: у одних мужчины могли иметь четыре жены, у других — две, а у третьих — только одну; в одном племени наследство доставалось только старшему сыну, в другом — распределялось между всеми.
Храм-памятник Святого Александра Невского
В 862—863 годах болгарский царь Борис I заключил союз с королем Людвигом Немецким против великоморавского князя Ростислава. Начались переговоры о принятии Болгарией католического варианта христианства от папы в Риме.
Однако ответ не заставил себя ждать: православная Византия в коалиции с Великой Моравией и Хорватией объявили войну Болгарии, а в 863 году союз вторгся в болгарские земли. Борис I был вынужден начать мирные переговоры. Их результатом стал договор между Болгарией и Византией, согласно которому болгарский правитель обязался расторгнуть союз с немецким королем, отказать Ватикану и принять христианство от Константинополя (Царьградского патриархата).
В 865 году болгарский царь Борис I объявил христианство единственной разрешенной религией в государстве – принятие православных законов привело к ассимиляции всех наций и появлению более однородного болгарского народа.
Что касается сербов, они приняли христианство раньше болгар – в VII веке.
По сохранившемся сведениям, первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами ещё раньше – в V веке, однако, считается, что окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке.
В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.
Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву (род. в 1175 г.). Растко (так звали в миру будущего святителя) был младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он с ранних лет проявил особое стремление к молитвенному подвигу: в 17 лет тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом. На Святой горе он подвизался сначала в русском монастыре св. Пантелеимона, где принял монашеский постриг с именем Савва. Затем он продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопед.
Церковь Святого Саввы в Белграде
В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон переселился к сыну на Афон и жил с ним в одной келий до своей кончины.
В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св. Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию.
Грузинская Православная Церковь
Рассказывая о Грузинской Православной церкви и Грузии в целом, нельзя не отметить, что, несмотря на огромное разнообразие национальностей, преобладающей религией здесь во все времена было и остается христианство. В настоящее время примерно 80% населения Грузии – христиане, большинство из которых принадлежат к Грузинской Православной Церкви. К слову, Грузия стала второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии. Это произошло в 326 г. н.э.: по преданию, проповедником в Грузии был святой Андрей Первозванный – он и построил здесь первый православный храм.
Собор Святой Троицы в Тбилиси
В Грузии особо почитается святая православная рабыня Нино, которая вылечила королеву Нану от странной, казалось, неизлечимой, болезни во время королевской охотничьей экскурсии. Когда произошло это чудо, король Грузии Мириан III принял христианство в качестве новой религии для своей страны: так новая обретенная вера заменила греческие языческие и зороастрийские верования. Оказавшись между исламским и христианским миром, Грузии пришлось пережить тяжелые годы жестоких исламских вторжений, однако мусульмане так и не смогли обратить грузин в ислам.
Поговорим теперь об особенностях рождественских традиций различных православных церквей. Во-первых, отметим, что они несколько отличаются датой празднования: так, 7 января Рождество отмечают Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Польская и Македонская православные церкви; 25 декабря – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская и Православная церковь Чешских земель и Словакии.
В Болгарии приготовления к Рождеству начинаются с рождественского поста, который длится 40 дней и начинается 15 ноября. До начала XX века это была особенно сильная традиция и каждый уважающий себя болгарин постился все 40 дней. Исключение составляли только дети, беременные женщины и пожилые (они могли есть молочные продукты). Во время поста не разрешается употреблять ничего из животной пищи: мясо, сыр, яйца, молоко, масло. Исключение составляет 6 декабря, День Святого Николая, когда по традиции вся семья ест рыбу.
Сербское Рождество сохранило в себе некоторые языческие элементы, существовавшие со времён Св. Саввы: в те времена сохранение некоторых народных обрядов и обычаев обеспечило доверие и приверженность сербов к новой для них православной вере.
Для сербов Рождество имеет куда большее значение, чем Новый год. Именно оно является одним из главных семейных праздников. Считается, что как человек проведет весь рождественский день – так и пройдет весь его следующий год. В дом приглашаются соседи и друзья, а первый гость называется положайником: считается, что он приносит в дом счастье.
Сербы соблюдают 40-дневный рождественский пост (он начинается 28 ноября), а за месяц до Рождества каждую неделю отмечают семейные праздники: Детињци (день детей), Материце (день матерей), и Оци (день отцов).
За два дня до главного праздника наступает Туцин дан (день драки), в который нельзя наказывать детей, а им – драться. В этот день надо вернуть все долги, и ничего нельзя выносить из дома. В этот день готовится традиционный рождественский поросенок или жаркое из него.
Последний день перед Рождеством — Бадни дан. Утром этого дня хозяева идут в лес за бадняком — ветками молодого дуба, а хозяйки пекут традиционный хлеб — чесницу, в которую кладут монетку. Считается, что нашедший ее будет богатым и счастливым.
Рождественский пост в Грузии также начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, в канун Рождества Христова. Традиции Грузинской Православной Церкви схожи с Русской, но имеют некоторые особенности. Так, например, в Грузии не принято отмечать Новый год 31 декабря. Причиной является как раз-таки рождественский пост. Празднование Нового года переносится на 7 января.
Само Рождество у грузин называется «Шоба – Ахали цели», то есть «Рождество и Новый год». Есть общая для всех грузинских семей традиция в рождественскую ночь выставлять на окно горящую свечу.
Сам рождественский пост в грузинской традиции по строгости имеет пять степеней: полный отказ от пищи; сухоядение; горячая еда без масла; пища с растительным маслом; вкушение рыбы. Соблюдать более строгую степень поста в определенные дни, чем установлено церковью, можно с благословения священника.
Канун Рождества, 6 января, – самый строгий день Рождественского поста. Верующие, соблюдающие пост, до первой звезды полностью отказываются от пищи, а вечером едят сладкую кашу, которую готовят из целых зерен пшеницы с добавлением меда, изюма и орехов.
Но, какие бы различия ни существовали, православие продолжает объединять всех истинно верующих в единую духовную семью. Управляющий Патриаршими приходами Русской православной церкви в Канаде епископ Каширский Иов считает, что «тысячелетнее единство духа и культуры важнее единства по крови, государственного и политического». Вера вместе с народом все терпит, она скорбит в горе и радуется успехам – всегда и везде Вера с нами!