РОО «Православная Экспертиза» спешит ознакомить вас с последними новостями о деле жестокого уничтожения захоронений узников Дмитлага, строивших канал «Москва–Волга». В нашей прошлой публикации мы рассказали, что спустя всего три недели после обнаружения точного места безымянных могил «каналоармейцев» – в роще близ ТЭЦ-21 (Московская область, Химкинский район, вблизи микрорайона Левобережный г. Химки) – начали работу бульдозеры: останки тел сравнивают с землей.
Напомним, что расследование по поиску и установлению личностей строителей «Смерть-канала» было начато в далеком 1989 году неравнодушным журналистом Александром Мильчаковым. В те времена читатели были знакомы с ним по публикациям, в частности, в популярной в 90-е газеты «Семья» по серии очерков «Пепел казненных стучит в наши сердца», «Еще живы свидетели», «Овраг на Калитниковском».
В конце 90-х Мильчаков познакомился с очевидцами стройки канала имени Москвы близ ТЭЦ-21. Те рассказали, что в начале 30-х годов прошлого столетия, во время активного возведения канала, они, будучи ещё совсем мальчишками, неоднократно лично наблюдали за тем, в каких нечеловеческих условиях приходилось трудиться заключенным.
«Наш совхоз заключил с лагерной администрацией договор о доставке лагерных нечистот на совхозные поля для их удобрения, – вспоминал С.И. Буров, местный житель. – И каждый день огромного роста заключенный, помнится, украинец по национальности, привозил в деревню на лошади ассенизационную бочку, полную нечистот. Был он расконвоирован. Женщины деревни очень его жалели – каждое утро варили ему ведерко с картошкой и оставляли на поле, в установленном месте. Мы видели, как возчик сначала сам ел картошку, потом вычерпывал из бочки нечистоты, но всегда оставлял часть их на донышке бочки. А потом ссыпал из ведра в бочку часть вареной картошки. Он знал, что при возвращении в лагерь охранники побрезгуют проверять, есть ли что-нибудь в оставшихся нечистотах, и таким образом тайком провозил картошку в зону. Там ее извлекали и тут же съедали его товарищи по бараку…»
Другие воспоминания очевидцев тех времен касаются так называемой «бутылочной почты» с «посланиями в Вечность», применяемой на Архипелаге ГУЛАГ. В разговоре с Мильчаковым местный житель С.И. Буров вспоминал:
«За эти пятьдесят лет здесь перебывало приезжего народу тьма-тьмущая. Особенно до войны и сразу после войны. Со всех областей, считай, приезжали. Ходят-ходят по лесу и плачут, не знают, куда пойти и колени преклонить. Такой стон стоял в лесу, не приведи бог еще когда-нибудь услышать! В середине пятидесятых годов один дед приезжал. Мы его часто видели в лесу, он в одиночку что-то копал и копал. «Что ищешь, – спрашиваем, – дедушка?» – «Сына, – отвечает. – Сын здесь лежит!» Оказывается, один заключенный вернулся в родную деревню и все рассказал. Тех, кто в лагере умирал, говорит, перед захоронением обязательно отвозили в лагерный морг. Там врач вскрытие делал, чтобы установить причину смерти.
Так вот один священник из заключенных (а их в лагере особенно уважали) собрал крестьян раскулаченных и сказал: «Братья! Никогда нам отсюда живыми не выйти! Вы знаете это. Но правду о нас самих мы сами должны рассказать людям. Сейчас сделать это невозможно. Но донести до наших потомков правду мы сумеем. Места, куда сбрасывают тела наши после кончины, известны. Пройдем полвека, и целый век, но люди вспомнят о нас и непременно пожелают захоронить по-человечески. Отправим послания потомкам нашим». С тех самых пор заключенных стали вкладывать в стеклянные пузырьки и бутылки письма с рассказами о перенесенных в лагере мучениях и прятать их в телах товарищей своих. Говорят, старик такую бутылку нашел, но из деревни сразу уехал…»
Силами А. Мильчакова и неравнодушных волонтеров 28 октября 1989 года в указанных очевидцами местах организовали раскопки. В тот же день были обнаружены останки тел узников Дмитлага, которые журналист 30 октября 1989 года бережно, но с опаской отнес в Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР.
«Останки с места массового захоронения близ канала «Москва–Волга» позволяют высказать мнение, что они принадлежат скелету молодого (около 30–35 лет) мужчины, крепкого телосложения, выше среднего роста, европеоидной расы. Значительная стертость жевательных поверхностей коринок зубов объясняется тем, что заключенный, повседневно испытывая муки голода, был вынужден есть траву и скончался от истощения», – уже через несколько дней прочитал в заключении судебно-медицинских экспертов А. Мильчаков
Информацией от местных жителей касательно тайн «Смерть-канала», а также результатами раскопок и последующей экспертизы Александр Мильчаков поспешил поделился в телевизионной передаче «До и после полуночи», а также на страницах газеты «Семья».
Однако расследование, начатое Мильчаковым, лишь ненадолго промелькнуло в СМИ, замялось, а затем возобновилось только в 2017 году, когда были опрошены старожилы Киреево и Левобережной. Светлана Александровна Захаркина, житель Левобережной, подтвердила, что захоронения напротив ТЭЦ-21 были «там, где речка Бусинка», но, по её мнению, свалка поглотила это место. Другие старожилы также говорили о множественных захоронениях, но, увы, точных мест указать не могли.
Из-за отсутствия конкретной информации расследование было отложено на неопределённый срок – и он оказался долгим, целых 5 лет. После этого сразу из нескольких источников появились новые подтверждения дмитлаговского захоронения между Киреево и Бусиново.
Именно за эти годы была найдена архивная статья авторства А. Мильчакова, описанная выше, а также ещё один человек, Алексей Сергеевич Елагин, который сообщил, что его бабушка Евдокия Васильевна Елагина из соседнем селе Бусиново была свидетельницей происходящего. Она рассказала, что захоронения проводились в заранее выкопанном котловане послойно, с пересыпкой каждого слоя известью. Дед А.С. Елагина, в тот момент председатель колхоза, так же говорил, что захоронения проводились в районе Коровинского леса на землях колхоза. Помимо своего рассказа он указал члену краеведческого общества «Москва-Волга» Сергею Гаеву точное место захоронения в лесу между Киреево и Бусиново, напротив от ТЭЦ-21 через МКАД.
Также специалистами «Православной Экспертизы» в Химкинском городском архиве были обнаружены документы землеустройства Киреево 1934 года, в которых указано, что на землях села находилось кладбище Дмитлага площадью 0,8 га + 0,36 га (Архив г. Химки, ф. 35, оп. 1, д. 5, л. 10), то есть почти 1 гектар, что и составляет квадрат около 100 на 100 метров.
В этом же деле присутствует и второе упоминание о кладбище Дмитлага (Архив г. Химки, ф. 35, оп. 1, д. 5, л. 10).
Помимо этого, в Химкинском архиве нашелся план, на котором отображена явная подпись «кладбище»: оно находится вдоль бывшего Рогачевского тракта.
Выдвинувшиеся на место указанного в архивном документе захоронения краеведы засняли видеосюжет в надежде вновь придать огласке ситуацию и провести раскопки, которые помогли бы установить личности узников ГУЛАГа и перезахоронить их останки.
Однако вернувшиеся спустя три недели активисты не узнали уже знакомую рощу: к тому времени бульдозеры успели сровнять ее с землей. Так, десятки (по другим сведениям, сотни) тысяч тел мучеников Дмитлага, должно быть, уже перемололи техникой во имя исполнения коммерческих задач!
После публикации РОО «Православной Экспертизы» информации о массовом захоронении заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря («Дмитлаг») близ ТЭЦ-21, инцидент начал активно освящаться в различных СМИ и правозащитных организациях, в то время как строительная техника начала работать в разы быстрее в попытке закатать площади под асфальт, и исключить возможность провести раскопки и экспертизы почвы.
В настоящее время нами уже были сделаны обращения в государственные органы: к губернатору, генеральному прокурору, Минкульту и в Следственный комитет РФ. Особенное внимание было обращено на то, что, помимо исторической ценности захоронений, есть и законодательные акты, запрещающие любые строительные работы в таких местах. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объектами культурного наследия являются достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места захоронений жертв массовых репрессий.
РОО «Православная Экспертиза» считает невозможным равнодушно смотреть на уничтожение нашей Истории, нашей Культуры, нашей Памяти. Нам просто необходимо восстановить имена узников строительства канала имени Москвы и похоронить их по-человечески, по канонам православия!
Прямо сейчас, на наших глазах разворачивается битва между корыстолюбием и возрождением духовной связи поколений. Именно поэтому РОО «Православная Экспертиза» считает необходимым в самое ближайшее время принять меры по недопущению полного уничтожения места захоронения жертв массовых репрессий, организовать работу по установлению историко-культурной ценности данного места, а также рассмотреть вопрос о признании его объектом культурного наследия народов Российской Федерации.